Андреас Вейгенд: "Революция XXI века"

Андреас Вейгенд: "Революция XXI века"
09.11.2016

Андреас Вейгенд: "Революция XXI века"

Сегодня мир переживает очередную революцию — революцию социальных данных. В самом широком смысле понятие «социальные данные» относится к той личной информации, которую выкладывают и которой делятся в интернете пользователи Сети.

Я, например, выкладываю информацию о себе на своем сайте, и при желании каждый может зайти на него и поинтересоваться, где я нахожусь в данный момент, чем занимаюсь, куда двигаюсь и даже на каком месте буду сидеть в самолете, направляясь из Франкфурта в Москву. Вот что подразумевается под обменом социальными данными.

Впрочем, у этого понятия существует и более узкий аспект — это так называемый социальный граф — система связей между теми, кто размещает социальные данные, и теми, кто ими пользуется.

Оба этих понятия знаменуют собой поистине революционные перемены, которые произошли в нашей жизни.

Посмотрите, как изменились, скажем, покупательские привычки. По моим оценкам, не меньше миллиарда покупателей сегодня делают свой выбор, основываясь не на информации компании-производителя или поставщика, а на отзывах, которыми делятся между собой пользователи Сети. И не важно, приобретает ли этот человек книгу или, скажем, сушку для волос.

Глубинные перемены произошли и в восприятии информации в целом. В качестве примера я мог бы привести такой проект, как Wikipedia, без преувеличения глобальный информационный ресурс, доступный миллиардам пользователей и созданный при их широком участии. Итак, минимум миллиард людей на нашей планете стали по-новому относиться и пользоваться информацией.

И, наконец, минимум миллиард человек изменили свое восприятие себя самих — и тоже благодаря новой среде взаимодействия с окружающим миром, которая строится на обмене социальными данными.

Итак, если по меньшей мере для миллиарда человек их повседневная жизнь радикальным образом изменилась, я думаю, у нас есть все основания, чтобы называть такие перемены революционными.
Конечно, в такой ситуации у многих возникает ощущение, что, размещая информацию о себе в широком доступе, они таким образом становятся потенциальными объектами для контроля. Собственно, этой проблеме я посвятил свою новую книгу Data for the People — «Информация — людям», в которой предлагаю несколько решений, позволяющих сделать так, чтобы существующее равновесие сил между частными пользователями и организациями не смещалось бы в пользу последних.

У частного пользователя нет возможности и инструментов для анализа данных. Более того, мы и не располагаем базами данных, какие имеются у таких компаний, как, скажем, Amazon или Google.

Я попытался проанализировать, что должен получать индивидуальный пользователь — тот же пациент, или студент, или гражданин — в обмен на то, что он делится с компанией своей личной информацией, своими частными данными. В результате такого взаимодействия должны выигрывать не только организации, получающие информацию от индивидуального пользователя, но и сам пользователь.

Посудите сами. Представим, что человек садится в такси и на вопрос водителя, куда ехать, отвечает, что это не его — водителя — дело. В такой ситуации взаимодействие таксиста и пассажира вряд ли окажется успешным.

Конечно, пользователей не может не беспокоить то, как и в каких целях могут использоваться их личные данные. И мне представляется, что есть способы успокоить таких пользователей.

Один из них — полная прозрачность. Ведь страхи и сомнения возникают от неясности. Человек должен четко знать, зачем компания просит у него эту информацию. Ему будет спокойнее, если компания предоставит ему возможность сравнивать его данные с данными других пользователей. Иными словами, в преимущественном положении оказываются те компании, которые налаживают со своими клиентами четкое и прозрачное взаимодействие, в том числе и в области работы с их персональными данными. С такими организациями люди будут легче делиться информацией о себе.

Исключительно важно, чтобы пользователи — клиенты и граждане — имели возможность инспектировать работу организаций, занимающихся обработкой социальных данных. Понятно, что рядовой пользователь не владеет ни навыками, ни инструментами для реализации этой задачи или для оценки рисков, или степени надежности хранения их данных. Но ведь и для инспекции, скажем, атомных электростанций привлекают не широкую общественность, а экспертов, компании, специализирующиеся на проведении такого рода проверок. И это очень важно.

Я убежден, что соблюдение этих двух принципов прозрачности, на которые пользователи имеют полное право, снимут озабоченность у тех, кого этот вопрос беспокоит.

Большинство же из нас продолжает общаться, обмениваться данными, менять свои привычки, менять свою жизнь и — изменять мир. Революция социальных данных продолжается.


____________________________________

Автор: Андреас Вейгендпрофессор Калифорнийского университета в Беркли, директор Social Data Lab.

опубликовано 09. 11. 2016 на сайте ИЗВЕСТИЯ


← Назад к списку новостей