Виктор Голованов: "К проблеме Национальной стратегии действий в интересах детей через призму Десятилетия детства"

Виктор Голованов: "К проблеме Национальной стратегии действий в интересах детей через призму Десятилетия детства"
18.12.2017

Виктор Голованов: "К проблеме Национальной стратегии действий в интересах детей через призму Десятилетия детства"



#россия_открытая_для_детства - 
#мир_открытый_для_детства





Взрослые, должны не подрубать крылья детям, 
а помогать им мечтать, развиваться 
в силу своих способностей 
и открывать им горизонты возможностей.
 
 



Совсем не случайно, что 13-14 ноября 2017 г. в Москве прошло обсуждение перспектив Национальной стратегии действий в интересах детей, так как в этом году истекает срок действия Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.

Нахожусь под впечатлением состоявшегося пленарного обсуждения и попытаюсь высказать свое субъективное мнение, свою позицию по данному вопросу. Подчеркну, что не считаю, что буду прав, не устанавливаю монополию на истину. Просто это информация для размышления.

Известно, что Президент России В.В.Путин в этом году в преддверии Дня защиты детей подписал Указ об объявлении в России Десятилетия детства. Думаю, что это закономерное решение наметить пути и направления закономерного продолжения Национальной стратегии в интересах детей. 

В принятии  решения о «Десятилетии детства» для меня есть определенная двойственность. Как точно когда то писал Самуил Яковлевич Маршак: «Существовала некогда пословица, что дети не живут, а жить готовятся.
Но разве в жизни пригодится тот, кто жить готовясь, в детстве не живет». На мой взгляд, в России должна быть принята Национальная доктрина Детства. Детство самоценный  период жизни, ребенок живет здесь и сейчас.
Важно видеть не только возможность перспективного видения проблем детей, но главное поэтапное их решение. Необходимо каждый год комплексно ставить и решать новые тактические и стратегические задачи в области детства. 

Конечно, на мой субъективный взгляд, необходимо широко  рассматривать идея защиты детей, которая как консолидирующая, характеризует все детство, дети не должны быть привязаны только к дошкольному учреждению, к  школе, к больнице. Нельзя видеть детей как сирот, больных и обездоленных. Зачастую ребенок из обычной, нормальной семьи остается сиротой у государства. Необходима видеть полисферность, поликультурность, полисимфоничность детства. Необходимо освободить детство от современных форм «крепостного права». А на обсуждении 14 ноября в «Россия сегодня» каждое ведомство, министерство восторженно, эмоционально докладывало о том, как много сделано ими за пять, меньше всего останавливалось, а зачастую и не останавливаясь на конкретных шагах к идеальной модели Детства в России. 

Проводя мониторинговые исследования реализации Стратегии, явно не учитываются  интересы самих детей. Ребенок очень часто не имеет возможности побыть самим собой, он все время кому то, что-то должен показывать и доказывать. 

Конечно, на мой субъективный взгляд необходимо, избегать множественности стратегий, концепций и программ. Национальная доктрина детства (Национальная стратегия действий в интересах детства) должна стать своеобразным зонтиком для всех концепций, стратегий, проектов в области детства. Детство не может быть монополизировано образованием. Ребенок рождается для своей собственной жизни, а не для школы, больницы.

Статус Уполномоченного по правам  ребенка должен быть шире, комплекснее. Это своеобразный аудитор по отношению к Детству, в широком смысле этого слова.

Почему то забывается конвенциональный аспект детства. Всероссийский сетевой форум с международным участием по Десятилетию детства проходил накануне 20 ноября, Международного дня ребенка. Бывая в регионах, всегда на встречах задаю вопрос, что ежегодно отмечается 20 ноября…редко, когда поднимется одна или две руки..Да и на форуме эта дата не прозвучу, где проживает ребенок, должна быть комфортной, перспективной, безопасной, успешной.

Отдельной проблемой, считаю детскую субкультуру, которую нельзя сводить только к играм и игрушкам. Проблема, гораздо шире. Здесь особую роль играет свободное время ребенка, которое может быть за или против детства. Неслучайно, дополнительное образование детей рассматривается как ценностно-смысловое образование, связанное с готовностью и стремлением ребенка познать и совершенствовать самого себя, готовность к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного общества, овладение высоким уровнем культуры.

Все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что в современном обществе перед образованием стоит сложная задача проектирования образовательного пространства детства, пространства персонального образования для самореализации личности, а это возможно при условии создания условий и возможностей для развития современной сферы дополнительного образования детей.

Современное дополнительное образование детей - один из самых важных социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их главным образом личностного, индивидуально-персонифицированного развития. Это уникальная, социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками, клиентами, потребителями выступают общество, государство и личность (дети и их родители). Именно дополнительное образование детей, как особый социальный институт, действует в условиях настоящего, учитывает прошлое, но и формирует будущее. 

Для России постановка и решение проблемы перспективности детства является важнейшим интегральным показателем осмысленности и эффективности реализации: социальной политики; образовательной политики; социально-культурной политики; качества управления и жизни.

Изменения, происходящие в сфере дополнительного образования детей, определяются новыми целями дополнительного образования детей - помочь ребенку использовать ресурс детства, ресурс свободного времени в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. 


_________________________________________


Виктор Голованов доктор педагогических наук, профессор Институт психолого-педагогических проблем детства РАО

специально для "PORTAL21" в рамках проекта "Россия, открытая для Детства"




← Назад к списку новостей