о. Тихон Козушин: "Слишком много в нашей истории надо оставлять позади, пересматривать, одним словом жить по-другому"

о. Тихон Козушин: "Слишком много в нашей истории надо оставлять позади, пересматривать, одним словом жить по-другому"
21.01.2018

о. Тихон Козушин: "Слишком много в нашей истории надо оставлять позади, пересматривать, одним словом жить по-другому"




#мир_открытый_для_детства (#world_open_for_childhood)






Обилие информации из самых разных источников, ее сравнительный анализ и возможность наяву, в церкви в разговоре с настоятелем, оценить состояние и состоятельность религии - всего этого оказалось мало, для того, чтобы выяснить для себя некоторые острые вопросы.

За ответами на них мы и обратились сегодня к нашему другу и контакту в сети ФБ - к иеромонаху в Черногорской православной церкви о. Тихону Козушину.


      __________


"PORTAL21": о. Тихон, время "раскололо" некогда (вероятней всего) единую общность Русского православия на множество составных, развело их по разные стороны от общей догмы (ведь ссылаются в своей правоте они на одни и те же источники) и разбросало по самых удаленным уголкам земного шара. 

Какой момент в истории русского христианства можно считать первым внутренним расколом?


о. Тихон Козушин: Спасибо за возможность высказаться по столь животрепещущим темам и спасибо за замечательно сформулированные вопросы. Которые уже в себе во многом содержат ответы. Поэтому мне легко будет отвечать на них.

Прежде всего пару слов о себе и несколько фундаментальных замечаний, чтобы было понятно с какой vantage point (точки отсчета) я смотрю на эти темы. Я церковный человек уже 50 лет почти, в монашестве с 1980 года, в сане иеромонаха с 1991. Рукополагался я в РПЦЗ (РПЦЗарубежом), в которую я перешел вместе со студентами моего религиозного семинара в 1988 году, когда какое-то время жил в США. Т.е. в системе Московского Патриархата я был до 1988 года лишь чтецом и певцом клиросным на добровольных началах. Посему взгляд мой на церковную историю и особенно на историю Церкви в многострадальной России окрашен именно «зарубежной» Традицией.

Что касается фундаментальных принципов, на которых должна строиться оценка церковной жизни, то они должны быть следующими. 
А) Разделения и расколы – понятия очень относительные, и лишь время и общецерковное соборное сознание может дать оценку тому или другому явлению. Не всякое «разделение» плохо само по себе, ибо как говорили отцы, разделение в правде лучше единства во лжи.  И также вот так Первоапостол Павел характеризовал отношение к разделениям в Церкви: «Надлежит быть разномыслиям между вами, дабы выявились искуснейшие». 
Б). В России народ привык при слове Церковь сразу ассоциировать его с Храмом Христа Спасителя или с Чистым переулком дом 5, где находится Канцелярия МосПатрархата, и это в корне неверно. Почему? Постараюсь объяснить. 
И В) Неверно в корне понимание Церкви как социального института, как ее видят маловеры или атеисты. 

Итак.

Вы в вопросе уточнили его словом «внутренний», ибо расколы бывают т.с. эндогенные и экзогенные (т.е. имеющие внутренние и внешние причины. И еще, христианство на Руси лучше, точнее называть российским, ибо оно многонационально изначально. И Церковь до революции так себя и именовала: Греко-Российская Восточно-Христианская Церковь. А название МП (так в дальнейшем) Русская ПЦ дал ей фактически гражданин Сталин в 1943 году. Так вот внутренний раскол потенциально присутствует в Церкви всегда, ибо всегда есть как минимум два типа отношения к Заповедям и Преданию, которые называются «Икономия» и «Акривия», мягкое и жесткое, грубо говоря. Так вот, такой первый раскол в РЦ был конечно раскол между заволжскими нестяжателями и последователями волоколамского игумена Иосифа Волоцкого. На этом фоне возникшие тогда и несколько ранее еретические движения «стригольников» и «жидовствующих» фактически были не расколами, а соблазнами в церкви, и в настоящие расколы вплоть до старообрядческого так и не вылились.



- Со времен императора Константина (в данном случае мы говорим о христианстве) религия была эффективным инструментом сплочения, просвещения и подчинения народа. В случае с обособлением Русского православия мы явно видим желание использования религии в формировании новой социальной общности - русского народа. Насколько, на ваш взгляд, это эксперимент был удачен? 


- Церковь имеет дело не с абстрактным народом, а с народом верующим, со своими прихожанами. В Византии, как и в допетровской Руси, верующей и воцерковленной была основная масса населения. Более того, и там, и там, жизненные идеалы были максимально приближены к монастырским. Это надо понимать при оценке статуса Византии и ее преемницы Руси как Государства-Церкви. Только в таких условиях можно было мечтать, а иногда и приближаться, к идеалу церковно-государственной симфонии. Я считаю, что «эксперимент» был достаточно удачным и в том, и в другом случае. Оставалось только впитывать и «вмещать» достижения этих государств-церквей, …..если бы не враг рода человеческого, которому это естественно неугодно.



- Противостояние "не-стяжателей" и иосифлян, никоновская церковная реформа, создание Синода при Петре и плюс к этому множество малых внутренних церковных преобразований. Все они безусловно сказались и на формирование русского "характера", на отношение простого мирянина к вере, к религии и к церкви. В лучшую, или худшую сторону?


- Ответ на данный вопрос частично содержится уже в первом, и я бы их объединил. Что  касается влияния этих расколо-движений на характер русского благочестия, то он несомненно было очень большим. В основном влияние реформ заключалось в развитии «протестанствующего», реформаторского отношения к преданию. В этом, кстати, повинны обе стороны Старообр. Раскола, сколь бы себя староверы не убеждали в обратном. Но это отдельная большая тема. Я считаю, что эти движения оказывали двоякое влияние: с одной стороны развивали самостоятельность мышления и личностное отношение к религии, но с другой, конечно, особенно у народов недавних в христианстве, расшатывало еще неокрепшую укорененность в Традиции. Ну а о совсем уж топорной работе с Церковью Петра I и говорить нечего. Его «голландские» реформы оставили глубокие раны на теле Церкви, которые позже проявили себя в «либеральных» тенденциях накануне революции.



- Октябрьский переворот 1917 года стал новой вехой русского православия. Два противоположных мнения: - убито полностью; - восстало из пепла в образе РПЦ.

Какого мнения придерживаетесь Вы? И почему?


- Ответ на этот вопрос гораздо проще, чем его «малюют». Произошел почти апокалиптический раскол церкви на верных Христу и предателей Христа и христианства. Так вот просто. Предательское направление возглавил митрополит Сергий (Страгородский), который коварно узурпировал власть обезглавленной большевиками Церкви (про каноничность этих его деяний вообще лучше умолчать, ибо каноничность тут в расчет не бралась), и уже в 1927 году ОТ ЛИЦА ВСЕЙ ПОЛНОТЫ ЦЕРКВИ заявил, что лояльность безбожной совецкой власти никак не противоречит Христовой вере, и даже сделал принцип лояльности богоборцам критерием нахождения в его (псевдо)церковной структуре. На этой крестоборческой идеологии построена «церковная» жизнь Московского Патриархата и в ней коренятся все те гнилостные процессы, которые сегодня очевидны даже малоцерковным людям. 

Оставшиеся верными оказались по две стороны фронта: те, кто не смог уехать вместе с разгромленным белым войском, образовывали здесь, на русской земле общины с разной формой непослушания предательскому курсу Сергия: от простого непоминания на ектеньях до полного катакомбничества, и на этих подвижников, которых НКВД именовало «тихоновцами», а затем Истинно-Православными Христианами,  особенно охотились чекисты вплоть до хрущевских времен. Те, кто смогли уехать, объединялись в зарубежье вокруг православных приходов, кот. поначалу располагались в съемных гаражах. В 1921 году в Сремских Карловцах в Сербии состоялся собор эмигрировавших иерархов для Русской Церкви зарубежом. Церковь эта «росла и возрастала» вплоть до кончины последнего ее настоящего Первоиерарха митрополита Виталия. 
После чего операции рф-ских спецслужб по рейдерскому захвату доблестной РПЦЗ усилились многократно, и в 2007 году большая часть РПЦЗ присоединилась к МП, тем самым самоупразднившись. Большую роль в этом процессе сыграл сам Путин, который ездил для этого в Америку, где, похлопывая нового первоиерарха митр. Лавра по плечу, наставлял: «самая высшая добродетель это родине служить». Забыл только уточнить, что у Путина и истинных зарубежников родина разная….


- Не совсем вопрос. Но ваш комментарий будет интересен мои коллегам. Они для себя открыли православие ознакомившись с трудами о. Меня. И каково же было их недоумение, когда батюшка, к которому они пошли за советом по житейскому вопросу, разнес и раскритиковал труды о. Меня в пух и прах. Моих коллег как током ударило! Они еще не стали скептиками, но вероятность очень большая. Можно их как то привести в чувства?

- Что касается о. Александра Меня, то многое из отрицательного к нему отношения объяснялось просто завистью – человек писал книги, когда в основном писали доносы,у батюшки было много чад, велась живая работа.. Я знал лично и о. Александра и многих из его чад. Что касается его богословских взглядов, то мне как «традиционалисту» не все нравится в его экуменических устремлениях, однако это повод для интеллигентного диалога, а не для…..убийства.



- Естественно, что объединить "расколотое" невозможно, что это расхождение - это естественный процесс. Но всем им приходится жить бок о бок. Сегодня, когда мир стал более "маленьким" благодаря информации, когда не возможно скрыться, возникла насущная необходимость в поиске диалога (диалог - гарантия сохранности). Как вы думаете, может ли диалог вокруг судьбы Ребенка, детства стать конструктивной формой этого диалога? Диалога - созидания.


- Тема детства сейчас актуальнейшая, ибо слишком много в нашей истории надо оставлять позади, пересматривать, одним словом жить по-другому. И тут вся надежда на наших детей, которые, даст Бог, будут жить не при коммунизме, как обещали страшные злые дядьки, а в новой, расцветшей России. Но какая работа предстоит! Дай вам Бог успехов на этом пути!


- Благодарим Вас за то, что нашли время и возможность ответить на наши вопросы.


_____________________________

"PORTAL21" : к сведению наших читателей и партнеров - эта беседа стала для нас последней в преддверии широкого форума "Ребенок - достояние Мира", в рамках которого мы особо выделим и представим религиозный сегмент.
Будьте с нами! 


← Назад к списку новостей