Денис Теребихин: «Дети Волочанки открыты всему миру всем своим чистым сердцем…»

В преддверии нового учебного года и проектного старта — интервью с директором школы, учащиеся которой станут первыми координаторами «России, открытой для Детства».

Справка: поселок Волочанка - столица проекта "Россия, открытая для Детства" - расположен в Таймырском 
Долгано-Ненецком муниципальном районе 
Красноярского края России. 
Население — 530 чел. (данные за 2010 год, 
сейчас меньше, люди едут в города за лучшей жизнью). 
В поселке функционирует 
ТМК ОУ "Волочанская средняя школа 15 имени Огдо Аксеновой". 

Директор школы — Денис Теребихин.


Денис, суровый климат, отсутствие транспортных артерий, удаленность от крупных населенных пунктов — все это откладывает отпечаток на людях, на их уклад жизни. Как бы вы коротко охарактеризовали жителей поселка? Что в них самое примечательное?

— Если бы вертолет раз в неделю (при наличии погоды) не прилетал, можно считать Волочанку полностью изолированной от окружающей среды, поэтому жители привыкли рассчитывать сами на себя. Работы и доходов в поселке мало, поэтому люди привыкли экономить и приспосабливаться. Волочанка – это одна большая семья. Люди, которые здесь живут, знакомы с детских лет, почти все учились в одной школе, у одних учителей, пусть и в разное время. Самое примечательное в моих земляках — прямолинейность, доверчивость и в тоже время осторожность по отношению к чужакам. Дети Волочанки открыты всему миру всем своим чистым сердцем, но мир чаще всего очень далеко, и на вертолете его не привозят.

— Горожанам, привыкшим к комфорту и потребительству, обычно тяжело понять привязанность людей к своей малой Родине. Объясните им, что удерживает жителей в Волочанке?

— Люди живут в Волочанке по различным причинам. Думаю, все любят свою суровую Родину. Многие хотят уехать, даже из коренных народов, но навыки охотника и рыбака не везде востребованы. Многие уезжали и вернулись, не найдя себя в городе. В поселке ты в семье, и твои даже странные поступки тебе простят, в городе другие правила. Думаю, и жители Волочанки хотят комфортной и потребительской жизни, но её у них нет. А жить надо. Дети смотрят. Стариков удерживает память и любовь к тундре, кого-то — долгосрочные планы и понимание, что нигде, кроме Родины, они не нужны. Многие бы уехали, но где себя найти в новом мире? Страшно. Получается, что удерживает семья, неопределенность и надежда.

— И теперь о самом главном — о детях Волочанки. О маленьких героях и героинях. Вы — педагог и директор — знаете самые сокровенные их желания и мысли. О чем мечтают волочанские дети и школьники?

— Дети по всей земле – это один народ, и желания, мечты у них одинаковые, различия думаю в том, что наши ребята не балованные всякими современными «излишествами» и зачастую телефон или планшет — предел мечтаний. Даже реализация небольших проектов и сюрпризов детьми оценивается очень высоко и с благодарностью. Дети умеют радоваться даже тому, на что городские ребята не обращают внимание. В подростковом возрасте все немного сложней, в Волочанке непростая социальная обстановка, и подростки, к сожалению, все впитывают, поэтому им требуется гораздо больше внимания. А всевозможных социальных и психологических служб у нас нет, бывает, по полгода нет даже проезжего участкового.

— Если ситуация — социальная, экономическая — останется неизменной, то, на ваш взгляд, что ожидает поселок в перспективе? Есть ли подвижки в сторону улучшения?

— Поселок будет жить, пока мы «держим» школу, и в ней есть учителя. Мы работаем в аварийном деревянном здании, которое бережем больше, чем родной дом. Мы всеми правдами и неправдами уговариваем приезжать учителей, часто не самых лучших, каких найдем… Мы своей волей и кусками жизни удерживаем школу на плаву и проходим всевозможные бесконечные проверки и аттестации… Делаем все, что можем. Только не станет школы, все семьи с детьми будут выбираться из Волочанки… Несколько лет и тех, кто не сможет выехать, детей «устроят» в Дудинский интернат. Все родители желают добра своим детям, всем нужно образование. На нашей территории утрачено домашнее оленеводство, поэтому никто в кочевье с детьми не отправится, да уже и не хочет. Не будет школы — поселок умрет в мучительных конвульсиях. Школа – это ядро поселка.

—  Вы активный пользователь социальных сетей. И по мере своих возможностей публикуете занимательные и содержательные материалы о жизни поселка. Возможно, что создание интересного виртуального образа поспособствует и даст толчок развитию Волочанки? Привлечет внимание людей, материальные средства, проекты.

— В вашем вопросе заключен ответ. Именно это мы и делаем. Привлекаем внимание для решения проблем и расширения возможностей. Как Вы понимаете, для того, чтобы публиковать материалы, они должны быть интересными, необходимо много работать. Все материалы привлекают интерес людей, необходимо работать в постоянном режиме, а не выдавать показные разовые мероприятия. Это полезно нам и интересно людям. Кроме того, есть вполне ощутимые результаты, и у нас появились последователи на Таймыре. В любом случае, работу видно сразу.

— Благодаря вам Волочанка стала столицей проекта «России, открытой для Детства». Это в продолжении предыдущего вопроса.
Ваш школьный актив будет с нового учебного года «цементировать» всю деятельность виртуального проекта. Надеемся, что это станет хорошим вкладом в развитии связей и контактов для ваших учеников.

— Я бы сказал, что не благодаря мне, а благодаря именно Вам. Вы как-то сумели на просторах миллиона гигобайт рассмотреть и заинтересоваться нашей работой. Для детей это, конечно, большая польза и опыт, я постараюсь подробно рассказывать и описывать судьбу и успехи каждого.

— Возможность оперативной связи, обмена информацией качественно расширяет мир. Теряется грань между малым и большим. Далекие поселки, села могут стать инициаторами и лидерами масштабных и перспективных проектов. Ваши дети и ваш поселок хороший пример тому.

Это подтвержденная реальность. Но понимаем ее пока только мы, педагоги, дети и родители пока воспринимают все как само собой разумеющее. Пусть пока пребывают в блаженном неведении. )))

— Благодарю, коллега, за то, что нашли время и возможность побеседовать с нами в эти отпускные дни)

— И Вам, коллега, тоже большое спасибо за то, что жертвуете часть своей души на благо всех детей. Привет от семьи. ))))


«PORTAL21» специально для проекта «Мир, открытый для Детства»