Елена Поташник: «Несомненно, отношение к детям, к процессам воспитания и обучения, являются показателями зрелости общества»

Наш архив. 
Материал был опубликован в январе 2018 года

Последние события в стране: возросший интерес к проблемам детства и у простого обывателя, и у профессионалов; кратное увеличение количества вовлеченных в благотворительную и волонтерскую деятельность, — все это позволяет утверждать, что после многих лет тяжелого социального поиска выявлена та основа, на которой и будет выстроено будущее России.
Сегодня у нас в гостях директор школы № 52 г. Нижний Новгород Елена Поташник.


Отношение к ребенку — естественный критерий зрелости любого социума. Насколько нынешнее российское общество в этом плане можно считать состоявшимся и зрелым?

— На протяжении истории всегда было так, что в воспитании ребенка, а соответственно и в отношении к нему, всегда отражались самые возвышенные для каждого конкретного народа в каждой исторической эпохи идеи. Так, мы по праву говорим о теократическом идеале Средневековья, провозгласившем верховенство религии, об эстатизме античного Рима, превыше всего ставившего ценность государства и права, об эстетизме Возрождения, об интеллектуализме Просвещения с его утверждением всемогущего Разума.

И сегодня духовными ориентирами в воспитании детей являются национальные идеи современного Российского общества: Патриотизм, Гражданственность, Семья и т.д. Несомненно, отношение к детям, к процессам воспитания и обучения, являются показателями зрелости общества, ведь как писал Януш Корчак: «Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых».

Процессы, происходящие в современном социуме:
— быстрое расслоение общества;
— возрождение религиозного сознания;
— расширение спектра духовных ориентаций, ценностей;
-увеличение вариантов индивидуального образа и стиля жизни —
не могли не оказать влияния на процессы воспитания детей и подростков.

Все это, безусловно, способствовало консолидации усилий всех:
и социальных институтов, занимающихся вопросами воспитания детей: семьи, школы, ВУЗов, Дворцов детского творчества и т.д.;
и людей, вовлеченных в благотворительную и волонтерскую деятельность.
Нельзя не отметить, что особенностью современного Российского общества является и то, что на едином жизненном пространстве соседствует старшее поколение со своими взглядами и подрастающее – с принципиально новыми ценностными ориентирами, способное воспринимать отклонение от привычной модели общественных отношений с большой готовностью.
В этой связи, одной из важнейших задач общества стала озабоченность тем, чтобы взаимоотношения старшего и младшего поколений были «проникнуты сердечностью, захватывали индивидуальный мир и ни в коем случае не приобретали характера очередной компании и мероприятия» (Сухомлинский В.А.)

В целом можно сказать, что современное Российское общество уделяет большое внимание воспитанию и обучению детей. Однако и проблем в реализации этого важного процесса еще немало.

— Возможно ли сплочение российского многообразия вокруг судьбы Детства, каждого Ребенка?

— Конечно, возможно.
Это и то, что в основе обучения и воспитания ребенка в школе лежит личностно-ориентированный подход.
И активное включение в процесс воспитания детей многочисленных социальных партнеров школы.
И доминирующее в общественном сознании желание помочь каждому ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

— Наш проект «Россия, открытая для Детства» формируется как образ желаемого будущего. Ваш комментарий по этому поводу.

-Замечательный и очень нужный проект. Мы будем рады участвовать в его реализации.


«PORTAL21» специально для
«Мир, открытый для Детства»