Имара Залова: «Чтобы воспитать цельную личность, способную приносить пользу обществу, сегодня школа должна стараться в поте лица!»

Сегодняшний гость нашей редакции - директор СОШ №1 п. Белиджи Рес. Дагестан Имара Залова. 
В преддверии нового учебного года и начала реализации совместных проектных действий, мы с коллегой решили обсудить  некоторые интересные вопросы из жизни школы.

— Глобальный информационный мир открывает прекрасные возможности изучать исходники, сравнивать, свободно общаться и обмениваться опытом. Конечно, есть оборотная, не совсем приглядная, сторона. Но сегодня мы опускаем это. И давайте поговорим о некоторых преимуществах сетевого образования и просвещения школьников и подростков. Не планируете в новом учебном году наладить проведение сетевых конференций, семинаров с приглашением педагогов из своего региона (но и дальних регионов), из других регионов страны? Мы со своей стороны оказали бы содействие в этом деле?

Имара Залова: Современное обучение в школе должно быть неразрывно связано с велением и новшествами времени. Жизнь у людей очень динамична. Действительно, глобальный информационный мир открывает прекрасные возможности для людей, живущих в разных уголках мира. Современная школа призвана не «формировать» знания, умения и навыки, как в советские времена, а научить самостоятельно получать знания, умения и навыки. А школа всего лишь учит верному направлению. Она дает лишь азы наук и учебных дисциплин, а ребенок уже самостоятельно углубляет свои знания; и большую помощь в этом детям оказывает интернет-ресурсы. И педагоги в своей работе уже не обходятся без использования материалов из интернет- источников. Это мощнейший поток информации! И тут важно находить полезные знания. Сетевое обучение также становиться частью современного образовательного процесса- интернет-уроки, вебинары, семинары собирают виртуально вместе для обмена опытом, общения, получения новых знаний участников образовательного процесса с самых разных уголков страны.
Наша школа также старается не отставать от современных методов обучения. И здесь мы стараемся не упускать воспитательную часть образовательного процесса: остаются приоритетными такие важные направления как любовь к родному краю, уважение к старшим, любовь к Отчизне и др.
Хоть и находится наша школа в глубинке, в провинции, мы имеем все возможности, как технические, так и профессиональные, для организации сетевых конференций, семинаров, способных объединить школьный социум самых различных регионов страны.
Мы открыты всему новому, полезному и интересному!

— Тема образования, убережения детства стала самой обсуждаемой и цитируемой в мире. Вероятно, мы вплотную подошли к пониманию необходимости реального сплочения усилий в воспитании цельной, открытой для других культур, личности.

— Тема детства всегда была и остается одной из архиважных вопросов для государства и общества в целом. Чтобы воспитать цельную личность, способную приносить пользу обществу, сегодня школа должна стараться в поте лица! И не лозунгами и цитатами можно это сделать, а живым примером, как в поговорке «Делай, как я, делай лучше меня!». Нет ничего более действенного, чем живой пример педагога. Сегодня в нашем государстве ослабили идеологическое воспитание. Тут школа должна самостоятельно выстраивать линию воспитания на живых примерах. Мы в школе часто проводим встречи с именитыми выпускниками нашей школы. Так в 2017 году на последний звонок в школу мы пригласили летчика-снайпера высшей квалификации выпускника нашей школы действующего генерала- майора Гаджиева Тагира Минатуллаховича. Он много интересного рассказал детям, дал прекрасные напутствия…
В Дагестане проживают более 36 национальностей. Культура каждого народа уникальна, своеобразна, неповторима. Главное, оставаться Человеком и не растерять свои культурные ценности, привитые с молоком матери.

— Если оценивать состояние проблемы «Семья +Ребенок», то Дагестан мы выделили бы особо. И связанно это не только с тем, что здесь особое трепетное отношение к взрослым-родителям, к детям. Здесь наличествуют оптимальные условия для сплочения этно-многообразия вокруг Детства, как реальный пример общественного согласия.

— Я не согласна с вашими формулировками в вопросе «проблема «семья +ребенок»… Семья-это объемное определение. И ребенок- его часть, а не дополнение к семье. И дети в семье- не проблема, а радость! Семья делает все, чтобы ребенок вырос крепким, здоровым, правильно воспитанным, и что очень важно, любящим свою большую и малую Родину. А толерантность здесь присутствует с колыбели. Каждый народ уникален и неповторим. В Дагестане на одной улице могут проживать все 36 народностей, но никто не считает свою национальность привилегированной: все уважаемы. У нас нет разделения на нации. Скорее , наоборот, сохраняя достоинство и уважение к своему родному языку, обычаям, традициям, стараются изучать и уважать культуру соседа, который может быть другой национальности. То же самое и в школе прививается. Нас за пределами республики часто называют дагестанцами, т. е. cчитают, что есть такая национальность. Но мы не устаем повторять — нет такой национальности! Каждый наш народ уникален, неповторим, тем мы и отличаемся. В этом наша «фишка»! Но в целом народы Дагестана отличаются такими чертами, как уважение к старшим, взаимопомощь, толерантность и любовь к свой культуре!

— Бытует мнение, что современная система образования не успевает за техническим прогрессом, что аналитика в школьных учебниках качественно устарела. Насколько это утверждение правильно?

— Действительно, с учебниками в школе сейчас беда… Информация в одних учебниках устарела. А хороших новых учебников мало. Да и теми не на 100% обеспечены. В Дагестане определенная часть школ не имеет современного оснащения оргтехникой, не везде доступен интернет-ресурс. Министерство образования допускает определенный перечень издательств и авторов для самостоятельного выбора учителю. А с учебниками по родным языкам народов Дагестана совсем беда. Нет новых разработанных по последним требованиям учебников . Содержание некоторых новых изданий оставляет желать лучшего. Я считаю, что в решении вопроса об учебниках на территории всего нашего государства необходимы единые учебники и единые требования к прохождению программы! Ведь все дети по окончанию 9-ых и 11 -ых классов сдают Единый гос.экзамен! Можно оставить часы в учебном плане для вариативной части. Но не более 10 % от общего объема учебного материала. Образованию, как отрасли, следует уделять больше внимания и само образование должно выйти на качественно новый уровень.

— Большинство школьных педагогов вне столиц это люди среднего и старшего поколения. Они получили базовые знания в советской школе (которая отличалась совей идеологизированностью). Тяжело им встроиться в современный ритм жизни? Есть ли у них желание адаптироваться к новым требованиям, активно войти в виртуальный мир?

— Лично в нашей школе большую часть педагогического персонала составляют учителя молодого и среднего возраста. Очень мало остается среди нас людей старшего поколения. Получив выслугу лет, педагоги решаются уйти из школы. Ведь это действительно сложная работа. « Век живи, век учись!» относится прежде всего к самому учителю! Только 12 % составляют педагоги старше 55 лет. Но оставшиеся без проблем входят в обычный ритм жизни современной школы: ведут электронные дневники, журналы, работают с сайтами, пользуются интернет-ресурсами.

— Если предполагать, что к интернету подключены все школы, то теоретически можно утверждать, что грань между провинциальной и столичной школами стерта. Это так?

— Нет! Однозначно нет. Я считаю, что интернет- не самый главный аспект в образовательном процессе. Наличие богатой библиотеки, наличие спортзалов и актовых залов, наличие спортивного инвентаря, материально-техническое сопровождение образовательного процесса не менее важно для желания получать знания! Все школы, вне зависимости от географического расположения, должны быть одинаково оснащены! Тогда мы можем вернутся к вопросу о равных возможностях центральных и периферийных школ.

— Умение анализировать, отделять «зерна» от «плевел»- навык, которым должен обладать сегодня каждый подросток. Чтобы привить, взрастить этот навык, следует дать ему отправные «точки», ориентиры, которые и способствовали бы развитию последнего. Это , наверное, одна из самых основных задач современной школы.

— Несомненно! В потоке информации, которое предоставляет интернет, очень много ненужного, даже опасного для несформировавшейся личности. Совсем недавно мы имели трагедию с виртуальной игрой «Синий кит», и подобных опасностей в информационном мире очень много… Задача педагога и заключается в том, чтобы дать ребенку воспитание. Научить быть избирательными в поиске ответов в интернет-сети. Порой поисковая система может дать противоречивые ответы.. Поэтому, переходить на электронные учебники и педагогов-роботов категорически нельзя! В школе присутствует тонкая невидимая связь между педагогом и его воспитанниками. Учителя чувствуют настроения детей, следят за их увлечениями, дают верное направление. Учителя в образовательной среде никто не заменит, живое слово учителя всегда будет востребованным, независимо от прогресса в школе!


«PORTAL21» специально для проекта «Мир, открытый для Детства»


P.S.

Центр управления проектом «Россия, открытая для Детства» в 2018 — 2019 учебном году будет локализован на базе
МОКУ «СОШ № 1 имени М.Ярагского поселка Белиджи» (Республика Дагестан)