Яна Таннагашева: «Наши история и традиции — это моральный компас внутри нас»

В современном обществе возрос интерес к проблемам т.н. «малочисленных» народов. Культура, мелодия языка, мировоззрение, завораживающие орнаменты — все это быстро тиражируется, привлекает внимание и впечатляет. Но за этой «красивой» завесой стоит вопрос ВЫЖИВАНИЯ самого этноса. Механизмы грубой ассимиляции, желание «доминанта» унифицировать все вокруг под свое восприятие мира, под свои нужды и потребности — вся эта «пресс-машина» запущена давно и не имеет обратного хода….

Возможно ли сохранить самость в таких условиях, интегрировать ее в новый мир??

Сегодня с нашей гостьей Яной Таннагашевой («Возрождение Казаса и шорского народа») мы и попытаемся найти свой вариант ответа на этот вопрос.

— У процесса ассимиляции есть обратная сторона. О ней мало говорят, но она мне кажется чрезвычайно интересной и перспективной.
«Доминант» с течением времени настолько трансформируется (культурно, расово), что от него скоро остается одна лишь «оболочка». Из некогда этнического обозначения он превращается в условность, которая характеризует многообразное сообщество.
Как думаете, это может стать фактором нового рождения для малочисленных народов, которые и составляют это многообразие?

Яна Таннагашева: Ассимиляция никогда не была благоприятной для народов. Назовите в истории хоть один народ, который выиграл от ассимиляции. Сохранение культуры, языка, традиций коренных народов зависят, я думаю, от того, на сколько этот «доминант» заинтересован в этом. Если он заинтересован, то он должен всячески защищать эти народы от ассимиляции, способствуя сохранению и развитию их культуры, языка и традиций… Ассимиляция и сохранение коренных народов — однозначно, вещи несовместимые.

— Мы в свое время, изучая историю народов страны, привыкли к тому, что, в частности, русский народ это нечто монолитное и единое. То же самое — по отношению к германцам, французам и англичанам.
Сейчас наше представление об этой единости кардинально меняется. Перед нами в каждом случае предстает удивительное многообразие. Причем каждая малая составная гораздо живей (в буквальном смысле этого слова) чем сама общность.

— Вопрос сложный. Я несколько философски отвечу на него.
Возможно, наступает новая эра. В последнее время встречаю многих, которых действительно волнует история своего народа, своего рода, семьи. И это замечательно. В целом, люди становятся мудрее, потому что хотят разобраться в себе, узнать, кто они, откуда их корни, как жили их предки — это сегодня носит массовый характер. Разобравшись в себе, человек уважительно относится и к другому, к его истории, его народу. Сегодня человек через призму своей истории начинает с пониманием относиться и к чужой, через познание себя, начинает понимать и весь мир. Познание своего мира, в целом, приводит к уважению, терпимости, толерантности, гармонии, в конечном итоге. Хочется верить, что это начало новой эры, эры гармонии. По крайней мере, человечество делает робкие шаги в этом направлении.
Таким образом, сегодня меняется представление о той единости, о которой вы говорили. Человек перестаёт себя ощущать маленьким винтиком, который принадлежит к большой машине, например, немецкой, французской или русской.
Это, конечно, только мои размышления.

— Вам пришлось покинуть Родину из-за правозащитной деятельности. Бездумное разрушение сложившейся экосистемы приводит к тому, что народу приходится менять традиционный уклад жизни, уезжать с родных мест. Все это в нынешних условиях приводит к печальному итогу.

— Разрушение экосистемы приведёт, я скажу, к страшным последствиям. Сегодня в России власть об этом совершенно не задумывается. А недропользователи, желающие только лично обогатиться, идут абсолютно на любые экологические нарушения. Что мы и наблюдаем сегодня на землях коренных народов, что, например, и происходит сегодня в Кемеровской области, на землях шорцев, телеутов и, в целом, во всём Кузбассе.
Моему народу практически негде заниматься традиционными видами деятельности(охотой, рыболовством, сбором дикоросов…). Разрушение экосистемы, уничтожение мест традиционной хозяйственной деятельности, традиционных мест проживания — это, по сути, уничтожение народа. Я называю это геноцидом. Считаю, всё это делается целенаправленно нашим российским государством. Против чего мы и выступаем. К большому сожалению, мы всей семьёй были вынуждены уехать. Я, как и каждая мать, любым способом защищающая своих детей, своё будущее, вынуждена была увезти сыновей в безопасное место.
Конечно, надеюсь, что наш пример борьбы пробудит новое поколение правозащитников среди шорцев и других народов. Когда большинство людей осознаёт катастрофу происходящего, из этой среды, в любом случае, должны найтись мужественные люди, которые попытаются защитить себя, своих близких, свои земли.
Как вы знаете, тема международного дня коренных народов мира в этом году «Миграция и перемещение коренных народов». Никогда не думала, что эта тема так вплотную коснётся и меня. Поверьте, люди хотят жить спокойно на своей родине, никуда не уезжая, растить здоровых детей, оставить им в наследство не лунные ландшафты, вырубленные леса и загаженные реки, а чистое будущее.

— Насколько на ваш взгляд современные международные механизмы защиты, сохранения и популяризации культур малочисленных народов эффективны?

— На этот вопрос сложно ответить. Например, механизмы ООН по защите прав коренных народов возникли относительно недавно, в конце прошлого столетия. Конечно, этот процесс сегодня в развитии. Несмотря на это, влияние коренных народов на международном уровне значительно выросло. Сегодня проводится немало мероприятий, которые позволяют услышать голос коренных народов во всём мире и повысить внимание к их проблемам: ежегодно в Нью-Йорке проводится Постоянный Форум ООН по вопросам коренных народов, с такой же регулярностью в Женеве заседает Экспертный механизм по правам коренных народов, мандат Спецдокладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов заключается в сборе, запросах, получении и обмена информацией и сообщениями, полученными из всевозможных источников.
Но несмотря на активное участие представителей коренных народов в данных механизмах, большинству их всё же нет доступа к участию. Причинами этого являются изоляция, отдалённость проживания, отсутствие интернета, отсутствие соответствующих знаний и др. И, конечно, все эти механизмы требуют немало времени для рассмотрения поднятых вопросов или того или иного случая.
К примеру, случаи нарушения прав коренных народов добывающими компаниями настолько участились, что, на мой взгляд, для большей эффективности влияния на эти добывающие компании сегодня нужно вводить международный контроль в тех странах, где ведётся добыча полезных ископаемых, а именно на территориях традиционной хозяйственной деятельности и территориях традиционного проживания коренных народов. И в случае выявления нарушения прав коренных народов вводить в данных странах запрет на добычу. Такой подход, я думаю, будет достаточно эффективным.

— Смотрите какая интересная сложилась нынче ситуация: все понимают, но не могут выйти за рамки устоявшихся границ, за пределы своих «завоеваний» — большие государства и культуры все стремятся адаптировать под себя. малые боясь потеряться все и более зацикливаются на себе, стремясь сохранить последние остатки своей самобытности.
А может есть смысл отказаться от бремени прошлого и заявить совершенно новые правила общежития?

— Как можно отказаться от прошлого и сохранить традиции?! История, традиции, культура, язык не позволяют нам опуститься до уровня раба. Даже Христос сказал, что у человека не предопределена его судьба, так как за ним остаётся право выбора. Если же мы предадим забвению историю своего народа, своей семьи, мы сами у себя отберём выбор, потому что нам не с чем будет сравнивать, что такое, например, добро или зло. Наши история и традиции — это моральный компас внутри нас.
Вспомнилась цитата из произведения Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт, с хозяйственной точки зрения, обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен».
Поэтому, отказавшись от бремени прошлого, мы становимся манкуртами. А многообразие культур является залогом гармоничного развития общества. Вы разве хотите жить в мире, где все одинаковые?

— Малые народы не стремились адаптировать мир вокруг под себя, они искали возможность гармонично вписаться в окружающую среду, считая себя неотъемлемой частью последней, не наделенной особой привилегией. Сейчас по происшествии многих веков выясняется, что это самый оптимальный вариант. На этом принципе уже строится будущее. И для многих народов это открывает новые перспективы.

— Действительно так. К примеру, когда шорец идёт рыбачить или на охоту, один из его главных принципов — не брать лишнего у природы. Я думаю, такого принципа придерживаются все коренные народы. Если шорец берёт у природы, то всегда спрашивает разрешение. Или, например, совершает обряд, таким образом спрашивая у духов природы разрешение взять их дары. У коренных народов всегда присутствует уважение к окружающему миру. Мы природу одухотворяем: даже в наших легендах у духов воды, горы, тайги свой нрав, свой характер. Когда вы приходите в гости, вы, ведь, уважительно себя ведёте. Точно так же мы приходим в гости к лесу, реке, горе, тем самым гармонично взаимодействуем с окружающим нас миром. И если весь мир примет наше мировоззрение, то, я думаю, он от этого только выиграет, потому что такое отношение предусматривает сохранение окружающего нас мира для наших детей и внуков. Такое отношение есть уважение к будущим поколениям.

— Благодарим за то, что нашли время и возможность ответить на наши вопросы!


«PORTAL21» специально для проекта «Мир, открытый для Детства»