Евгений Ливянт: "Безнадежная молодежь"

Евгений Ливянт: "Безнадежная молодежь"
30.04.2017

Евгений Ливянт: "Безнадежная молодежь"

Заканчивается еще один учебный год. Вроде все как всегда: вялотекущий, но непрерывный спад уровня школьного образования, сопровождаемый имитацией деятельности, которая для меня и многих моих коллег остается загадочной. Но это все-таки лучше радикальных бессмысленных реформ. Ну выпустили очередные безумные школьные программы, так и раньше их было немало, ну напечатали для выполнения плана по сдаче макулатуры еще несколько миллионов экземпляров учебников, так и раньше план выполнялся, ну поменяли без внятного объяснения причин одного министра образования на другого, так и раньше такая смена особо никакого влияния на происходящее в школах не оказывала.
Еще, возможно, к новому учебному году новую редакцию Кодекса об образовании примут, но так как все, что описывается в этом кодексе, происходит в параллельном для нормальных людей мире, то и эта новая редакция окажется мало кому интересной.

Казалось бы, и следующий учебный год должен будет пройти по схожему сценарию: новые программы - учебники и имитация деятельности, но есть причины, по которым я предполагаю, что школьников и их родителей уже осенью ждут новые очень серьезные неприятности. Дело в том, что летом из школ неизбежно будут дополнительно уволены (или уволятся) несколько тысяч опытных учителей, а их места будут заняты молодыми специалистами, многие из которых, как бы это помягче сказать, не очень хорошо учились даже в школе. И для доказательства этого утверждения у меня есть три аргумента.

1) В этом году в педагогических вузах будет двойной выпуск - в школы по распределению придут те, кто поступал в 2012 году и отучился 5 лет, и те, кто поступал в 2013 году, и отучился 4 года. Но вспомним, что именно 5 лет назад проходные баллы в педвузы не просто упали, а исчезли - поступили все желающие, даже те, кто с трудом получил школьный аттестат. Уже через пару месяцев эти молодые люди получат диплом о высшем образовании, и государство должно будет обеспечить их рабочими местами в школах. Для этого придется увольнять пенсионеров, в том числе «молодых», которые только недавно достигли пенсионного возраста. Уверен, что, отмучившись по распределению 2 года в школе, большинство молодых учителей, к счастью учеников, завершат свою педагогическую карьеру, но уволенные пенсионеры в школу уже не вернутся.

2) Вторая причина, которая вынудит часть учителей уволиться, это, как ни странно, требование повысить зарплату бюджетникам до 500 долларов в месяц. Сейчас школьный учитель получает от 500 до 800 рублей, при этом, чтобы заработать 800 рублей, надо быть учителем высшей категории и иметь нагрузку, которая значительно выше ставки, плюс классное руководство. Насколько я знаю, в каждой школе буквально пара учителей из 50 - 70 получает 800 рублей в месяц.

Какой выход? Правильно, резко увеличить нагрузку на каждого учителя. Но, во-первых, многие учителя откажутся от двойной нагрузки - ущерб здоровью и семье вряд ли может быть скомпенсированным таким увеличением зарплаты, а во-вторых, если нагрузка у одних учителей прибудет, то у других она убудет, а значит, кому-то придется уволиться, и очевидно, это будут учителя пенсионного возраста. А то, что качество работы учителя при такой перегрузке значительно снизится, вообще мало кого волнует.

3) Есть еще одна веская причина, по которой хорошие учителя, причем не только пенсионеры, захотят уволиться, - это введение шестидневки в школе. Опять же приходится говорить о работе в ущерб здоровью и семье, а главное - здравому смыслу. Ведь по субботам учителям часто приходится не работать, а имитировать работу - проводить фейковые мероприятия, от которых воротит всех. Несведущие считают, что учителя всегда работали шесть дней в неделю. Это не так! Даже когда суббота была рабочим днем в школе, учителя имели выходной в другой день, который назывался методическим. Учитель мог в этот день самосовершенствоваться или отдыхать.

Казалось бы, все опытные учителя когда-то были молодыми и "чушь прекрасную несли", а потом подучились и опыта набрались. Что же нам мешает надеяться на то, что и нынешние молодые учителя со временем многого добьются в своей профессии? No chance, даже не стоит мечтать! Абсолютное большинство студентов педвузов и педучилищ в 80 - 90-е годы прошлого века были в школе отличниками или как минимум очень прилично учились, а абсолютное большинство современных молодых людей, получающих педагогическое образование, закончили школу со знаниями не выше уровня 7-го класса. Ни обучение в вузе, ни курсы повышения квалификации, ни танцы с бубном не сделают из по сути вчерашнего двоечника более-менее нормального учителя. Рассчитывать на это безнадежно и глупо!

Поэтому последствия от неизбежного резкого снижения среднего возраста учителей очевидны: школы еще в большей степени станут местом дневного пребывания детей под контролем малообразованных взрослых.


____________________________________

Евгений Ливянт

источник: КП (Беларусь)

← Назад к списку новостей