Зайнаб Рабаданова: "Ряженые на дагестанской свадьбе"

О   рубрике   "ДАГЕСТАН"


Зайнаб Рабаданова: "Ряженые на дагестанской свадьбе"
21.05.2017

Зайнаб Рабаданова: "Ряженые на дагестанской свадьбе"


Среди персонажей календарных и общественных праздников и обрядов народов Дагестана особое место занимали ряженые.

Они символизировали собой былых мифологических персонажей и были связаны с культом плодородия, покровительством семье и браку. Ряженые имели различные наименования.

Обобщенно номенклатуру названий ряженого у дагестанцев можно представить в следующем виде:

у хунзахцев – бацI («волк»), бацIил тIагъур («волчья шапка»), цидул тIагъур («медвежья шапка»), дегIен («козел»);
у андалальцев – бацI («волк»), хIама-бацI («осел-волк»), гIянгур-бацI («шакал-волк»);
у койсубулинцев – дегIен-бацI («козел-волк»), гизмадул бацI («шуточный волк»);
у гидатлинцев – къохьо бер («кожный глаз»), кIочIо бахIаре («мини-невеста»), чIиртил бахIаре («тряпичная невеста»), гьаракIо;
у ахвахцев – ши («медведь»), гекьи гьвала («нижний канатаходец»);
у каратинцев – си («медведь»), си-бацIа («медведь-волк»);
у тляратинцев – цидул тIинчI («медвежонок»);
у ботлихцев – хIохIокIи («шут»);
у гунзибцев – махсарачин; у багулалов и тиндинцев – хIухIунча («шут»);
у даргинцев-мегебцев – бецIла кьяпа («волчья шапка»);
у цудахарцев – кьяпIу бецI («замаскированный волк»), кьяпIу кьяца («замаскированный козел»);
у буркун-даргинцев – хъучни, хъярчни;
у харбукцев – къоучли, хъарчне; у кайтагцев – къарчни;
у кубачинцев – пялтар; у лакцев – кьяца («козел»), шюртIучи («брехло», «пустомеля»), ов («тур»);
у лезгин – цIегь («козел»), яц («бык»), сикI («лиса»), сев («медведь»), кваса, къабачи;
у табасаранцев – гъямпI;
у агулов – апкъунар, къяп-къяп, къатIаяр, маргъутар;
у кумыков – доммай, домбай, къярчи;
у дагестанских азербайджанцев – канбабай, гямбебю, гямп, къямп, оюн обазлар;
у горских евреев – думбой.

Важное место ряженым отводилось в семейно-бытовых обрядах, и в частности – на свадьбе. Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занимались не только семья, но и более широкий круг родственников – тухум в целом. Сложившаяся в глубокой древности как комплекс действий и ритуалов с магико-символическим содержанием свадебная обрядность развивалась на протяжении многих столетий, теряя частично или полностью некоторые старые свои элементы, обогащаясь новыми, которые в каждый определенный исторический период были обусловлены особенностями экономического и культурного развития общества.

Особо следует отметить зрелищно-развлекательную часть свадебного церемониала, которая выражалась главным образом в действиях ряженых. Ряженый, шут был непременным участником свадебного торжества всех народов Дагестана. Родители жениха приглашали в дом перед свадьбой несколько молодых людей, которые были самыми весёлыми и остроумными в селении. Их просили взять на себя обязанности шута. Часто мужчины добровольно соглашались заниматься шутовством. Они были одеты в вывернутые шубы, в большие войлочные сапоги и широкие штаны из мешковины, на голове  - войлочные маски с рогами, шерстяные бороды и усы. Чаще всего ряженые имитировали действия козла, медведя, зубра, волка и других животных. К ременным поясам у них были привязаны мешочки с мукой. Они задевали присутствующих, в том числе невесту, плясали, по-особому кувыркались, скакали на деревянных палках, имитирующих коней, осыпали участников свадьбы мукой; иногда дрались между собой. Однако никто из них не должен был обижаться. У даргинцев ряженые могли затащить в круг невесту и жениха, окружить их кольцом и заставить танцевать. Шуты (обычно неженатая молодежь) старалась остаться неузнанными.

Шут на свадьбе развлекал присутствующую публику. Он мог осыпать гостей золой, мукой, танцевать с различными ужимками, кувыркаться, кататься по земле. Все это он проделывал молча, а если говорил, то изменял голос до неузнаваемости. Иногда шут демонстрировал на свадьбе приданое невесты, привязав платки и ткани к своему поясу.

Для них на свадьбе принято было накрывать отдельный стол, и готовилось специальное архаичное блюдо из толокна на молоке с добавлением сыра. В центр этого блюда наливали мёд, смешанный с маслом.

Порой ряженые скопом набрасываются на зрителей. У некоторых из них были прутья, которыми они стегали тех, кто попадался им на пути.

У кубачинцев сохранилось множество видов масок ряженых. По данным Е.М. Шиллинга, они делались из войлока, сшивавшегося наподобие немного суживающегося вверх цилиндра. Такая маска, как мешок, целиком надевалась на голову, охватывая ее всю и спускаясь особыми выступающими краями по верхней части груди и спины. Маска имела отверстия для рта, глаз, ушей и носа. Около носовых и ушных отверстий пришивались сделанные из кусочков войлока нос и уши. Маски не имели волосяной бороды. В самом покрое лицевая нижняя часть маски обладала выступом, напоминающим бороду. При этом почти всегда маски были снабжены усами, сделанными из шерсти или конского волоса. На макушке головы маски очень часто имели чуб из пришитого коровьего хвоста или пучка конского волоса, нередко сплетенного в тоненькие косички. В облике некоторых масок улавливались звериные черты – рога.

 Часто эти маски имели фантастические белые разводы – концентрические кривые линии из известки вокруг глазных отверстий, бороздившее все лицо, напоминая татуировку. Во время торжественных церемоний ряженые носили еще кольчугу, кремневые ружья, пистолеты и кинжалы. Их бывало на свадьбе до 20-30 человек. Особо выделялась медная кованая «маска шаха», закрывавшая только лицо, с небольшим шлемом и кольчужною сеткой, закрывавшей тыльную часть головы и шеи. Особенно много шуточных сцен и пантомим разыгрывали ряженые на кубачинской свадьбе.
 
Ещё долгое время в селении обсуждали потом каждую удачную шутку или проделку того или иного ряженого. Понравившегося ряженого могли приглашать на свадьбы постоянно родственники и соседи. Но стоило только схалтурить и не очень весело провести свадьбу, про него забывали, так как на его место было много желающих.
 
Нужно было обладать большим талантом артиста, чтобы в простых сельских условиях, без специальных сценариев, разыгрывать целые представления с участием большого количества присутствующих.

Сейчас исчезают многие старые обычаи и обряды традиционного семейного и общественного быта. В современной свадьбе, хотя и в видоизмененном и упрощенном виде, сохраняются и органично взаимодействуют с новыми элементами те из традиционных ее ритуалов, которые не противоречат нравственным и эстетическим представлениям современного человека. С сожалением можно отметить, что многие традиционные развлечения, праздники, как и некоторые произведения фольклора дагестанцев, ушли в прошлое и не известны не только молодому поколению, но и людям среднего возраста.

Таким образом, ряженые, являвшиеся в прошлом обязательными участниками всех календарных, аграрных, семейно-бытовых и общественно-бытовых праздников и обрядов, занимали заметное место среди персонажей дагестанской свадьбы в качестве ее развлекательного и смехового компонента.

                *******

Список использованной литературы:

⦁ Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 223 с.
⦁ Сефербеков Р.И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). Махачкала, 2009. 407 с.


_________________________________


Зайнаб Рабаданова  – бакалавр 4 курса исторического факультета Дагестанского государственного университета.

Научный руководитель – профессор кафедры всеобщей истории ДГУ, доктор исторических наук Р.И. Сефербеков - клуб "PORTAL21"

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru