ДАГЕСТАН

О   рубрике   "ДАГЕСТАН"


RSS
Арбен Кардаш. Стихи
Эпохи этой ложь и грязь,
И бед напасть, и дряни власть
Давно в сердца проникли к нам
И чуть не нормой стали там.
 
Кто черным белое зовет,
Тот мудрецом у нас слывет.
Мы лжем, как дышим. Попран стыд,
И жизнь сама уже горчит.
 
Эй, люди, для чего нам ложь?
Ведь правда — как весенний дождь
Для всех, кто жив. А дрянь эпох
Увянет, как чертополох!
Баху Мухидинова: "Щалха нилъ, маг1арулал?" (Статья на аварском языке)
"Кто мы и куда идем? Откровенный разговор."

            Баху Мухидинова

             *********
Дица г1амм гьабун бицаниги, маг1арулазда гъорлъ миллаталъул багьаял маг1арулал рук1инги лъаларев чияс казият ц1алулеб батиларин ккола. Лъидасаго г1емераб буго нилъер миллаталдаса ч1ух1изе г1илла.
Амма….

Рак1 унтун буго.
В Махачкале состоялась тренировка от Марата Гафурова
По словам автора проекта Ахмеда Гаджикурбанова, тренировки проводятся по большей части для неспортивной молодёжи, для поддержания в них здорового духа и продвижения культуры утренних зарядок в республике.
 
«VIP-тренировка» реализуется при поддержке Министерства по делам молодёжи Республики Дагестан и молодёжного центра занятости «Успех». В текущем году идея Гаджикурбанова одержала победу в конкурсе грантов Северо-Кавказского молодёжного форума «Машук».
Гюльмагомед Расулов: "Уьрдгар" ("Журавли". Стихи на табасаранском языке)


В рамках популяризации дагестанской культуры и истории мы сегодня представляем вам творчество табасаранского поэта Гюльмагомеда Расулова.

Подстрочный перевод от автора.
Сулейман Ахтынский: "Дустариз" ("Друзьям" Стихотворение на лезгинском языке)
Намуслу кас тийиз къени,
Вуна дуьнья къизил суьни,
Виш хуьрекдин чук1уриз ни
Тухузва низ? Кц1из, дустар.

Сулейманан акъваздач мез,
Гьар пис-хъсан акурай квез.
Лугьузва за рик1ел нагъ къвез,
Адалат яхъ к1евиз дустар!

Баху Мухидинова: "Машгьуралги, машгьурлъиялъе мустах1икъалги…" (статья на аварском языке)

Мах1ач Дах1адаевги Х1оцоса Нажмудинги цого сиях1алда рук1унел кинаб г1аламат?

К1иго гурони Устар вук1инч1ищ нилъер? Х1асан Устар гьеч1ищ машгьурав маг1арулав?

Дир х1исабалда машгьурал чаг1азул сиях1 гьабулеб бугони, гьеб бук1ине ккола ц1акъго машгьурал чаг1азул, киналго маг1арулазда лъалел чаг1азул. Нусго чиги гьенив г1оларо. Жинда-жинда лъалел рук1ина, амма киназдаго лъалеб машгьурлъиялъул чаг1и г1емер рук1унаро.
Руслан Ильканаев: "Качество питьевой воды стало для меня приоритетом"
Питьевая вода, к сожалению, не всегда соответствует нормам. Поэтому качество питьевой воды стало для меня приоритетом. На сегодняшний день реализация проекта является моим основным видом деятельности. В случае успешных испытаний установки, сконструированной в рамках данного гранта, планирую выйти на рынок фильтров для очистки и обеззараживания питьевых и сточных вод, тем более на сегодняшний день эта тема остро стоит в республике и мой проект однозначно является социально направленным...
Мегьамед Ибрагьимов : "Кьурай вириз яд хтанва… " (статья на лезгинском языке)


Алай йисуз Хасавюрт райондин ЦIийи Къурушрин С.Диярханован тIварунихъ галай лежбервилинни фермервилин майишатрин ассоциацияди гьар са гектардай юкьван гьисабдалди 9 тонн ракъинин кагьрабаяр кIватI хъувунва 
Шюшеханум Керимова: "Уьмур давам шула" ("Продолжается жизнь" Стихи на табасаранском языке)
В рамках популяризации дагестанской культуры и истории мы сегодня представляем вам творчество табасаранской поэтессы Шюшеханум Керимовой. Родина для нее, где бы она не была, остается основной темой творчества.

Вашему вниманию предлагаются произведения на табасаранском языке с подстрочным авторским переводом.
Баху Мухидинова: "Кижу эл т1ахьал руги?" (статья на аварском языке)
Мдааа... И где же эти книги наших поэтов и писателей, которыми мы собираемся укомплектовать наши библиотеки? Списки то составили... А дальше что?

                  Баху Мухидинова
         ____________________________


Гьанже ругел г1адамаз сундулго г1ажаиблъи гьабуларин раг1ун бук1ана. Дица гьабулаха... Жиб-жиб къойил.
Гьале жакъаги, гьал нилъер т1адчаг1азул г1акълуялъул камиллъийилан, гьабураб г1ажаиблъиялъ, рек1еде яч1ине к1оларого йиго.

Бицинин нужееги, нужги г1ажаиблъизе.
Мадина Шахбанова. Статьи
Научная общественность Республики внимательно следит за процессами становления новой формации, поиском самоидентичности. Мы предлагаем вашему вниманию ряд очень интересных статей наших партнеров из Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

Сегодня мы публикуем труды доктора социологических наук, старшего научного сотрудника Института истории, археологии  и этнографии Дагестанского научного центра  РАН Мадины Шахбановой
Народы Дагестана. Лакцы
Лакцы - один из коренных народов Дагестана. Самоназвание - лак, а свой край - лакрал кIану ("место обитания лакцев"). Соседи именуют лакцев по-разному: аварцы - тумал; даргинцы - булугуни, вулечуни, лагла; лезгины - яхулви. По переписи 2010 г. в РФ лакцев насчитывалось 178630 человек, из которых в Дагестане - 161300.
Руслан Мамараев. Статьи
Наш коллектив совместно с партнерами выводит свой алгоритм определения "дагестанец", стремясь придать максимально "живой" характер этому термину. Проводя обширную работу в этом направлении, мы стремимся сделать из него общественный инструментарий для эффективного сохранения самости дагестанских народов. Совместная согласованная работа, как показал наш опыт, основанная на принципе "общего дела" оказалась выгодна каждому народу в отдельности и всей дагестанской общности в целом.
Дагестан глазами каталонца
Я знал, что на Кавказе, особенно в Дагестане, большое количество малых народов и языковых групп.
Поскольку я преподавал в университете, то многое узнал от молодых студентов и лингвистов о том, насколько интересная и пестрая языковая ситуация в Дагестане.
Многое слышал ‒ также, что место небезопасное. Сначала я немного боялся.
Полтора года назад я впервые посетил Дагестан с друзьями. С ними все-таки чувствовал себя более уверенно.
Народы Дагестана. Лезгины
Лезгины (самоназвание - лезгияр) - один из коренных народов Дагестана. Термин "лезгин" в современном его значении - поздний. В дореволюционной литературе лезгинами нередко называли все горское население Дагестана. С конца XIX - начала XX вв. термин "лезгин" стал употребляться в основном применительно к нынешним лезгинам. До этого периода другие дагестанцы по отношению к ним применяли экзоэтноним "ахта-куралал" (ахтокюринцы) - по названиям наиболее исторически известных союзов обществ (Ахты, Курах).  
"Миллияб хазина" ("Национальный колорит" Статья на аварском языке)
"БежтIадерил ва лъаратIисезул хьухьарал щватаби ралагьун базаралде щвана дун. РатичIо. Гьединал къанагIатал махщелал руго нилъер халкъазул. Гьеб бечелъи цIуниялъе квербакъулел гьадинал ишал гIуцIизе ккола", - ян бицана МухIамадова Рашидатица.
Народы Дагестана. Даргинцы
Процессы этнического развития даргинцев противоречивы: с одной стороны, происходит вымывание традиционной материальной культуры, а с другой  - прослеживается определенное возрождение духовной и этнической культуры. Тормозит этническое развитие и неразрешенность проблемы единого даргинского языка, так как существующий литературный язык полностью этой роли не выполняет при наличии более легкого языка общения для даргинцев - русского. Однако в целом этническое будущее даргинцев можно считать благоприятным, наблюдается определенное возрождение цельного этнического облика народа, и национальное вырождение ему не угрожает.
Пакизат Фатуллаева: "Амма рагь я даимди" ("Лишь солнце вечно" статья на лезгинском языке)
Инсанрин кьисметар, обществодин уьмуьрда кьиле физвай ч1ехи-гъвеч1и агьвалатар, вакъиаяр къалурзавай автордин рик1елай яшайишдин лишанар, рангар, уьмуьрдин куьлуь-шуьлуьяр алатзавач. Писателдин проза, гьа уьмуьр вич хьиз, уьк1уь-цуруди, яру-ц1аруди я. Са сеферда к1ел авурдан рик1елай романдин игитар алатдач, абурун чан алай къаматар адан вилерикай геждалди карагиз жеда. Халис дагъвийрин къилихар, к1алубар, яшайиш, адетар, рахун-луьк1уьн, багълар, куьчеяр, тавханаяр, идараяр, шегьерар, хуьрер… На лугьуди чна ана, игитрин юкьва, сагъ са уьмуьр кечирмишна…
Эльмира Ашурбекова: "Кюгьне накьвар" ("Старые могилы" Стихи на табасаранском языке)
Охотник разделывает туши;
И, прислонившись к стволу дерева,
ружьё, дулами глаз выслеживает жертвы…
То, что знающая об этой охоте птица
поёт песню (гимн жизни), -
Это роковая слабость птицы
или её редкостная сила?
Народы Дагестана. Кумыки.
Основу этногенеза кумыков составляет местное дагестанское население, с глубокой древности занимавшее предгорья и прилегающие к ним равнины Дагестана и принявшее тюркский язык и отдельные элементы культуры пришлых тюркоязычных племен, начиная с первых веков нашей эры (В. Бартольд, Я. Федоров, С. Гаджиева, Г. Федоров-Гусейнов). Следует отметить, что фольклорный материал, как и языковой, свидетельствует о том, что местный тюркоязычный кавказский фольклор бытовал в Северо-Кавказском регионе с очень давних времен (нартский эпос, песни о Минкюллю, Карткожаке, мифологические произведения). 
  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru