ДАГЕСТАН

О   рубрике   "ДАГЕСТАН"


RSS
От редколлегии сайта: "Праздник прошел. И что дальше?"
Али Хазбулатов: "Мы впервые за многие годы смогли реально оценить свою историю и потенциал. Сделать это и с точки зрения рядового жителя республики, и с точки зрения иностранного гостя. Все эти годы, пока готовился юбилей, наши коллеги из соседних регионов, из дружественных государств подталкивали к более масштабной оценке роли Дербента в истории мира, к более детальному и кропотливому изучению истории наших народов, к формированию совершенно новых основ под гражданский мир и согласие...."
Обращение к дагестанской общественности
За эти года вокруг этой инициативы выстраивается стройный ряд проектов и программ, способных вернуть нам историческую память и выстроить совершенно новый образ Дагестана.
Дагестана, где на основе общей культуры отношения к Ребенку выстраивается практическая деятельность, исключающая взаимное ущемление и борьбу.
Универсальные аспекты туристической отрасли
Спонтанное развитие этой отрасли ускорит процессы интеграции региона и народа в глобализующийся мир, что неизбежно повлечет за собой потерю в той, или иной мере этникультурной самобытности. А для Дагестана потеря языкового и культурного многообразия - потеря притягательного образа региона....
Мы можем сплотиться вокруг общих духовно-нравственных ценностей
Али Хазбулатов: "Через Дербент прошли первые проповедники иудаизма, христианства и ислама. Религией здесь пронизано все, каждый артефакт, каждый камень... Мы должны восстановить и сохранить традицию межрелигиозного мира в нашем городе.. Возможно в  этом деле мы станем пионерами и примером для всего Кавказа и всей страны"
Дербент накануне своего юбилея
Павел Каминьский: "Дагестан нельзя сравнить ни с одним из субъектов Северного Кавказа. особенно неуместны сравнения с Чеченской Республикой. Дагестан в этом плане регион созидающий нечто новое. Именно здесь произойдут процессы неизбежного социального реформирования, социального  обновления...
И нового мэра самого древнего города РФ я воспринимаю как первый шаг на этом пути, предпринятый самой властью"
Булах я ам алахьзавай,
Макьам я ам авахьзавай.
Ам зи ацIай виртед куьнуь,
ЧIал авани икьван къени?

Ам зи иман, ам зи пIир я,
Ам зи суьгьуьр, ам зи сир я.
Ам сабур я лезги чилин,
Ам абур я лезгивилин.
О, девушки поры пятидесятых,
Каким вам зрился солнечный Кавказ,
Куда, лишь с чемоданчиком помятым,
Учить детей страна послала вас?

Ведь было прежде столько разных планов –
Москва… Аспирантура… Целина…
А это край мечетей и имамов,
Где между скал лишь зной да тишина.
Инхвадерил къо хьихьун Къурбанди рахъда тана,
ЧIикьдерил сордо хьихьун Сайгид-МухIамад тана.
Радал-къад лъим бачине Къурбандица толаро,
Къаси сордо рогьине дидаги хIал кIоларо.

Нич тун цIаруцIаразе цIогьодунги лъим щола,
ЦIуял ниж кIиязулго ахал гIадада хвана.
ГIайибалго гьаруге, ГIалибегил МухIамад,
Дур махIал чIунти лъани, чIухIила Хъайтулайги.
Руслан Сефербеков: "Из мифологии агулов: реконструкция образов пантеона и пандемониума"
Таким образом, изучение мифов, праздников, обрядов, обычаев, верований, лексики и фразеологии агулов свидетельствует о том, что, несмотря на многовековое исповедание ими ислама, в их традиционной духовной культуре сохранилось немало мифологических персонажей, позволяющих реконструировать былой пантеон и пандемониум этого этноса. Некоторые образы мифологии агулов (Алпан, Бешепей, Эр,Эвельцан) обнаруживают сходство с аналогичными персонажами у лезгин, табасаранцев и рутульцев, что наводит на мысль об их формировании в период существования пралезгинской этноязыковой общности эпохи древности.
Выставка, посвященная 2000-летию Дербента, пройдет в Коломенском
11 июля в Коломенском на площадке около входа №2, возле выставочного зала “Атриум”, откроется уличная выставка «Дербент-2000». Посетители музея-заповедника увидят около двухсот цветных фотографий, отражающих историю и культуру города Дербента – перекрёстка цивилизаций, города трёх мировых религий, уникальные исторические памятники которого внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Экспозиция является частью мероприятий, приуроченных к празднованию в 2015 году 2000-летия Дербента.
Ручное ковроделие в Дагестане
Наиболее популярными в Дагестане были безворсовые ковры. Этот вид ковроткачества был развит почти у всех народов горной республики. Простые полосатые паласы - туруты - вырабатывались из конопли, хлопка и шерсти в технике джеджим.
Ажа Абдурахманова: "Киналго хвелазе квешезего" ("Всем смертям назло". Статья на аварском языке)
В рамках популяризации родных языков наш ресурс совместно с партнерами представляет вашему вниманию лучшие статьи и материалы на родных языках Дагестана. 
Архаика этих языков хранит уникальную тайну предыдущих цивилизаций.
Читайте и приобщайтесь к мировой культуре!
Баху Мух1идинова: "Шамил районалде бухьараб сапар…" (статья на аварском языке)
Статья называется "Поездка в Шамильский район". Статья про сохранение и развитие аварского языка в Шамильском районе, про школы, учителей, про гостеприимство, про величие гор и горцев... 
Энвер Абдуллаев: «Лезгинская Семья - заявка на переосмысление» (Размышления вслух)
Современное лезгинское общество очень многогранно как в визуальном, так и в духовно – религиозном плане.
Говорить о генетическом, или религиозном единстве – просто абсурдно! Мы тем самым отторгаем огромное количество людей, которые по своему духу, по своему мышлению – лезгины.
Фатима Полчаева: "Пережитки домонотеистических верований у лезгин"
В первую очередь это пиры. Их в лезгинских селах очень много. Пиром могли стать как источники воды, целые горы, могилы святых, так и камни, обладающие, по мнению людей, магическими свойствами. Культ их объясняется верой в то, что они исполняют желания, исцеляют или приносят удачу. 
Патимат Геличова: "Благотворение должно стать нормой нашего общества"
...Не надо привыкать к худшему. Его надо изживать и исправлять ситуацию...
Усилиями стоящих организаций, достойных людей, используя инструментарий благотворения и наши технические возможности мы можем помочь обществу и власти взрастить новое молодое поколение, для которых традиция благотворения станет естественной нормой..
Фатима Полчаева: "Празднование «Яран Сувар» в городах современного Дагестана"
Следует отметить, что слово «яр» в лезгинском языке имеет множество значений – «заря», «красный», «красивый», «любимый». Словом «яр» обозначали также период в традиционном земледельческом календаре, длящемся с 22 марта по 4 апреля. Это было время перехода от зимы к весне. 
Турия Гадаятова: "Особенности развития советской культуры" (середина 60 – первая пол. 80-х годов ХХв.)
 В произведениях В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.А. Солоухина, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина и других авторов говорилось о гордости и достоинстве человека из народа, в бедах и унижениях сохранившего высокий строй души.Авторы пытались понять суть времени «застоя». В.М. Шукшин в своих рассказах неоднократно обращается к проблеме душевного разлада «простого человека», который вроде бы живет, работает, воспитывает детей, но при этом лишен внутренней гармонии и покоя, а потому «чудит».
Альберт Эседов: "Актуально рассмотреть возможность развития города вширь"
Республиканская власть,  думаю,  должна предусмотреть возможность расширения городских границ. В итоге центр города сохранит историю, а вокруг появятся здания и сооружения, отвечающие реалиям 21 века. Вот тогда можно говорить о развитии инфраструктуры и туристического кластера.
Фатима Полчаева: "Формирование дагестанской интеллигенции"
Огромную помощь в подготовке интеллигенции из местных народов оказали представители русской научной и педагогической интеллигенции, трудившейся в Дагестане. Независимо от целей политики царских властей на Кавказе, многое, что делалось царскими властями, объективно служило делу прогресса Дагестана. 
  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru