ДАГЕСТАН

О   рубрике   "ДАГЕСТАН"


RSS
Баху Мух1идинова: "Шамил районалде бухьараб сапар…" (статья на аварском языке)
Статья называется "Поездка в Шамильский район". Статья про сохранение и развитие аварского языка в Шамильском районе, про школы, учителей, про гостеприимство, про величие гор и горцев... 
Энвер Абдуллаев: «Лезгинская Семья - заявка на переосмысление» (Размышления вслух)
Современное лезгинское общество очень многогранно как в визуальном, так и в духовно – религиозном плане.
Говорить о генетическом, или религиозном единстве – просто абсурдно! Мы тем самым отторгаем огромное количество людей, которые по своему духу, по своему мышлению – лезгины.
Фатима Полчаева: "Пережитки домонотеистических верований у лезгин"
В первую очередь это пиры. Их в лезгинских селах очень много. Пиром могли стать как источники воды, целые горы, могилы святых, так и камни, обладающие, по мнению людей, магическими свойствами. Культ их объясняется верой в то, что они исполняют желания, исцеляют или приносят удачу. 
Патимат Геличова: "Благотворение должно стать нормой нашего общества"
...Не надо привыкать к худшему. Его надо изживать и исправлять ситуацию...
Усилиями стоящих организаций, достойных людей, используя инструментарий благотворения и наши технические возможности мы можем помочь обществу и власти взрастить новое молодое поколение, для которых традиция благотворения станет естественной нормой..
Фатима Полчаева: "Празднование «Яран Сувар» в городах современного Дагестана"
Следует отметить, что слово «яр» в лезгинском языке имеет множество значений – «заря», «красный», «красивый», «любимый». Словом «яр» обозначали также период в традиционном земледельческом календаре, длящемся с 22 марта по 4 апреля. Это было время перехода от зимы к весне. 
Турия Гадаятова: "Особенности развития советской культуры" (середина 60 – первая пол. 80-х годов ХХв.)
 В произведениях В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.А. Солоухина, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина и других авторов говорилось о гордости и достоинстве человека из народа, в бедах и унижениях сохранившего высокий строй души.Авторы пытались понять суть времени «застоя». В.М. Шукшин в своих рассказах неоднократно обращается к проблеме душевного разлада «простого человека», который вроде бы живет, работает, воспитывает детей, но при этом лишен внутренней гармонии и покоя, а потому «чудит».
Альберт Эседов: "Актуально рассмотреть возможность развития города вширь"
Республиканская власть,  думаю,  должна предусмотреть возможность расширения городских границ. В итоге центр города сохранит историю, а вокруг появятся здания и сооружения, отвечающие реалиям 21 века. Вот тогда можно говорить о развитии инфраструктуры и туристического кластера.
Фатима Полчаева: "Формирование дагестанской интеллигенции"
Огромную помощь в подготовке интеллигенции из местных народов оказали представители русской научной и педагогической интеллигенции, трудившейся в Дагестане. Независимо от целей политики царских властей на Кавказе, многое, что делалось царскими властями, объективно служило делу прогресса Дагестана. 
«Современные формы популяризации родных языков и культур» (продолжение диалога)
Участники диалога сошлись на том, что обособленное, вне общей мозаики языковой полифонии, сохранение и продвижение языка малого народа (а дагестанские народы можно смело отнести к этой категории) не эффективно и не продуктивно. Необходимы новые формы их корпоративного продвижения к читателю...
Фатима Полчаева: "Деятельность дагестанских органов власти по социально-бытовому обеспечению эвакуированных в годы ВОВ"
... в действие вступило постановление, обязывающее начальника Переселенческого Управления Мелихова разместить часть эвакуированных в плоскостных районах. Таких как: Касумкентский – 600 семей, Табасаранский – 400 семей, Кайтагский – 350, Каякентский – 250, Сергокалинский – 350, Карабудахкентский – 350 семей, Буйнакский – 300 семей, Бабаюртовский – 500, Кумторкалинский – 500. Итого – 3600 семей.
Turia Gadayatova: "Napoleon's Education and Early Military Career"
Upon Napoleon’s return to France, a coalition of allies–the Austrians, British, Prussians and Russians–who considered the French emperor an enemy began to prepare for war. Napoleon raised a new army and planned to strike preemptively, defeating the allied forces one by one before they could launch a united attack against him.
Хизри Асадулаев: "Майлъl гlачолъер" ("Скоро май!". Стихотворение на каратинском языке)
Ссорерди тlамдорай гьаъала цllунди,
Гьоб сагlат гьерцlидя денел гьордахар.
Чlухlикlел вокlиндя диб кене-гьаноар,
Гьебел эшир тlамда гьаналда салам!
Альберт Эседов:"Идея "Дербентского исторического общества" востребована как никогда!"
Для каждого народа, который проживал, или проживает на этих землях, в этом городе - он родной в равной мере. Единственное, что не правильно и не продуктивно - это монополизация истории города. И мы это заблуждение постараемся через работу "Общества" преодолеть.
Родные языки. Формы популяризации и сохранения.
Инициаторами  мероприятия выступают:
- аналитическая группа ««PORTAL21»,
- Союз журналистов Дагестана,
- журнал "Женщина Дагестана".
Открываем новую страницу истории
В развитии этого подхода в оценке истории студенты истфака ДГУ под руководством профессора Руслана Сефербекова решили организовать широкий круг единомышленников для практической реализации идеи проекта. Для участия в рабочую группу приглашаются студенты и молодые ученые - историки, лингвисты, социологи.
Юсуп Хаппалаев: "Сыну"
Я дал тебе, сын мой, недюжинный разум,
Чтоб мысли слетали с его тетивы, 
И действовать мог, подчинясь приказам 
Ты собственной, а не чужой головы.

Тебя одарил я гортанною речью 
И песней, которую создал народ, 
Чтоб слово твое не бледнело пред сечью 
И гордо звучало бы с горных высот.
"Я помню" (Дагестан)
Мы систематизируем и опубликуем все воспоминания о воинах - дагестанцах. 
Ваши личные воспоминания о героическом предке – вот что должно остаться в памяти, а не сухая статистика цифр и перечень населенных пунктов, где проходили бои. 
Седагет Керимова: "Гел туна" ("Оставил след". Стихотворение на лезгинском языке)
Гатфар къведа, чилерал
Шумуд виш нав чкIида.
Гуьнеярни къузаяр
Бейгьуш жеда цуькведа.

Сувун, тамун иербур -
Гьар цуьк я са бике зи.
Бес вучиз а ялгъузда
Гел тунатIа рикIе зи?
Камиль Мустафаев: "Проникновение ислама в Южный Дагестан" (Раннее средневековье)
Движущие силы этой культуры - арабский язык и Ислам - проникали в Дагестан вместе с завоевательными походами арабов, которые стали составной частью культуры дагестанских народов, сыграли огромную роль в формировании письменного литературного наследия, образования,  нравственных критериев.
  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru