ДАГЕСТАН

О   рубрике   "ДАГЕСТАН"


RSS
О, девушки поры пятидесятых,
Каким вам зрился солнечный Кавказ,
Куда, лишь с чемоданчиком помятым,
Учить детей страна послала вас?

Ведь было прежде столько разных планов –
Москва… Аспирантура… Целина…
А это край мечетей и имамов,
Где между скал лишь зной да тишина.
Инхвадерил къо хьихьун Къурбанди рахъда тана,
ЧIикьдерил сордо хьихьун Сайгид-МухIамад тана.
Радал-къад лъим бачине Къурбандица толаро,
Къаси сордо рогьине дидаги хIал кIоларо.

Нич тун цIаруцIаразе цIогьодунги лъим щола,
ЦIуял ниж кIиязулго ахал гIадада хвана.
ГIайибалго гьаруге, ГIалибегил МухIамад,
Дур махIал чIунти лъани, чIухIила Хъайтулайги.
Руслан Сефербеков: "Из мифологии агулов: реконструкция образов пантеона и пандемониума"
Таким образом, изучение мифов, праздников, обрядов, обычаев, верований, лексики и фразеологии агулов свидетельствует о том, что, несмотря на многовековое исповедание ими ислама, в их традиционной духовной культуре сохранилось немало мифологических персонажей, позволяющих реконструировать былой пантеон и пандемониум этого этноса. Некоторые образы мифологии агулов (Алпан, Бешепей, Эр,Эвельцан) обнаруживают сходство с аналогичными персонажами у лезгин, табасаранцев и рутульцев, что наводит на мысль об их формировании в период существования пралезгинской этноязыковой общности эпохи древности.
Выставка, посвященная 2000-летию Дербента, пройдет в Коломенском
11 июля в Коломенском на площадке около входа №2, возле выставочного зала “Атриум”, откроется уличная выставка «Дербент-2000». Посетители музея-заповедника увидят около двухсот цветных фотографий, отражающих историю и культуру города Дербента – перекрёстка цивилизаций, города трёх мировых религий, уникальные исторические памятники которого внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Экспозиция является частью мероприятий, приуроченных к празднованию в 2015 году 2000-летия Дербента.
Ручное ковроделие в Дагестане
Наиболее популярными в Дагестане были безворсовые ковры. Этот вид ковроткачества был развит почти у всех народов горной республики. Простые полосатые паласы - туруты - вырабатывались из конопли, хлопка и шерсти в технике джеджим.
Ажа Абдурахманова: "Киналго хвелазе квешезего" ("Всем смертям назло". Статья на аварском языке)
В рамках популяризации родных языков наш ресурс совместно с партнерами представляет вашему вниманию лучшие статьи и материалы на родных языках Дагестана. 
Архаика этих языков хранит уникальную тайну предыдущих цивилизаций.
Читайте и приобщайтесь к мировой культуре!
Баху Мух1идинова: "Шамил районалде бухьараб сапар…" (статья на аварском языке)
Статья называется "Поездка в Шамильский район". Статья про сохранение и развитие аварского языка в Шамильском районе, про школы, учителей, про гостеприимство, про величие гор и горцев... 
Энвер Абдуллаев: «Лезгинская Семья - заявка на переосмысление» (Размышления вслух)
Современное лезгинское общество очень многогранно как в визуальном, так и в духовно – религиозном плане.
Говорить о генетическом, или религиозном единстве – просто абсурдно! Мы тем самым отторгаем огромное количество людей, которые по своему духу, по своему мышлению – лезгины.
Фатима Полчаева: "Пережитки домонотеистических верований у лезгин"
В первую очередь это пиры. Их в лезгинских селах очень много. Пиром могли стать как источники воды, целые горы, могилы святых, так и камни, обладающие, по мнению людей, магическими свойствами. Культ их объясняется верой в то, что они исполняют желания, исцеляют или приносят удачу. 
Патимат Геличова: "Благотворение должно стать нормой нашего общества"
...Не надо привыкать к худшему. Его надо изживать и исправлять ситуацию...
Усилиями стоящих организаций, достойных людей, используя инструментарий благотворения и наши технические возможности мы можем помочь обществу и власти взрастить новое молодое поколение, для которых традиция благотворения станет естественной нормой..
Фатима Полчаева: "Празднование «Яран Сувар» в городах современного Дагестана"
Следует отметить, что слово «яр» в лезгинском языке имеет множество значений – «заря», «красный», «красивый», «любимый». Словом «яр» обозначали также период в традиционном земледельческом календаре, длящемся с 22 марта по 4 апреля. Это было время перехода от зимы к весне. 
Турия Гадаятова: "Особенности развития советской культуры" (середина 60 – первая пол. 80-х годов ХХв.)
 В произведениях В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.А. Солоухина, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина и других авторов говорилось о гордости и достоинстве человека из народа, в бедах и унижениях сохранившего высокий строй души.Авторы пытались понять суть времени «застоя». В.М. Шукшин в своих рассказах неоднократно обращается к проблеме душевного разлада «простого человека», который вроде бы живет, работает, воспитывает детей, но при этом лишен внутренней гармонии и покоя, а потому «чудит».
Альберт Эседов: "Актуально рассмотреть возможность развития города вширь"
Республиканская власть,  думаю,  должна предусмотреть возможность расширения городских границ. В итоге центр города сохранит историю, а вокруг появятся здания и сооружения, отвечающие реалиям 21 века. Вот тогда можно говорить о развитии инфраструктуры и туристического кластера.
Фатима Полчаева: "Формирование дагестанской интеллигенции"
Огромную помощь в подготовке интеллигенции из местных народов оказали представители русской научной и педагогической интеллигенции, трудившейся в Дагестане. Независимо от целей политики царских властей на Кавказе, многое, что делалось царскими властями, объективно служило делу прогресса Дагестана. 
«Современные формы популяризации родных языков и культур» (продолжение диалога)
Участники диалога сошлись на том, что обособленное, вне общей мозаики языковой полифонии, сохранение и продвижение языка малого народа (а дагестанские народы можно смело отнести к этой категории) не эффективно и не продуктивно. Необходимы новые формы их корпоративного продвижения к читателю...
Фатима Полчаева: "Деятельность дагестанских органов власти по социально-бытовому обеспечению эвакуированных в годы ВОВ"
... в действие вступило постановление, обязывающее начальника Переселенческого Управления Мелихова разместить часть эвакуированных в плоскостных районах. Таких как: Касумкентский – 600 семей, Табасаранский – 400 семей, Кайтагский – 350, Каякентский – 250, Сергокалинский – 350, Карабудахкентский – 350 семей, Буйнакский – 300 семей, Бабаюртовский – 500, Кумторкалинский – 500. Итого – 3600 семей.
Turia Gadayatova: "Napoleon's Education and Early Military Career"
Upon Napoleon’s return to France, a coalition of allies–the Austrians, British, Prussians and Russians–who considered the French emperor an enemy began to prepare for war. Napoleon raised a new army and planned to strike preemptively, defeating the allied forces one by one before they could launch a united attack against him.
Хизри Асадулаев: "Майлъl гlачолъер" ("Скоро май!". Стихотворение на каратинском языке)
Ссорерди тlамдорай гьаъала цllунди,
Гьоб сагlат гьерцlидя денел гьордахар.
Чlухlикlел вокlиндя диб кене-гьаноар,
Гьебел эшир тlамда гьаналда салам!
Альберт Эседов:"Идея "Дербентского исторического общества" востребована как никогда!"
Для каждого народа, который проживал, или проживает на этих землях, в этом городе - он родной в равной мере. Единственное, что не правильно и не продуктивно - это монополизация истории города. И мы это заблуждение постараемся через работу "Общества" преодолеть.
Родные языки. Формы популяризации и сохранения.
Инициаторами  мероприятия выступают:
- аналитическая группа ««PORTAL21»,
- Союз журналистов Дагестана,
- журнал "Женщина Дагестана".
  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru