Лев Регельсон: «Новый Завет начинается со слов Иоанна Крестителя: «метаноэйте» – «изменитесь»


О рубрике "У НАС В ГОСТЯХ"

Лев Регельсон: «Новый Завет начинается со слов Иоанна Крестителя:  «метаноэйте» –  «изменитесь»

Лев Регельсон: «Новый Завет начинается со слов Иоанна Крестителя: «метаноэйте» – «изменитесь»

Интерес в нашем обществе к вопросам религии, истории и культуре религий все также высокий. Несмотря на череду скандальных событий вокруг представителей религиозной конъюнктуры простой обыватель тянется к религии как к хранительнице сокровенных и безусловных знаний, старается найти душевную устойчивость и смысл в окружающей его жизни.

Наш сегодняшний гость - историк церкви, православный богослов, легендарная личность, автор книги «Трагедия русской церкви» Лев Львович Регельсоньву поможет нам разобраться в некоторых аспектах религиозной жизни.

                                    *   *   *

«PORTAL21»: Уважаемый Лев Львович, стороннему наблюдателю, человеку, далекому от религиозных нюансов, удивительно видеть и слушать раздрай, который творится в религиозных общинах (между собой, между представителями различных конфессий и религий). Почему, ссылаясь в принципе на один и тот же безусловный источник Истины, люди приходят к абсолютно противоположным, порой враждебным выводам?

Лев Львович: Так было всегда, во все времена и во всех религиях без исключения. Бог един, вечен и неизменен: у Него  «нет изменения и ни тени перемены» (Послание Иакова гл.1, стих 17). Но человек вечно меняется, люди бесконечно разнообразны и поэтому у них неизбежно возникают разные представления о Боге, даже в рамках одной конфессии. Апостол Павел пишет:  «Слышу, что когда вы собираетесь в Церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Послание Коринфянам, 11:18-19). В греческом оригинале слово «разделения»  звучит гораздо жестче: αἵρεσις (то есть, ереси). Тем более, что современный «раздрай» в  РПЦ – как правило, не по вопросам веры, но по конкретным вопросам церковной жизни, ее внутренней организации и отношений с обществом и государством. Даже когда есть согласие в основах веры, реализация веры в практической жизни осуществляется через критический разум и свободную волю верующего. Поэтому разномыслия и споры здесь неизбежны и необходимы. Возникающие вопросы надо ставить и решать в свободном (соборном) обсуждении. Все попытки подавить живую религиозную мысль и создать «единомыслие» методами жесткой церковной дисциплины неизменно приводят к тому, что нерешенные проблемы загоняются вглубь и в результате порождают нетерпимость и взаимное ожесточение. А это уже есть обычное проявление непреображенной человеческой природы.


«PORTAL21»: В обществе часто используется выражение «этнический христианин» (мусульманин, иудей и др.). Насколько такое определение корректно?

Лев Львович:  Личность человека с детства формируется его окружением, прежде всего, обычаями и языком своего народа (этноса). Не удивительно, что даже мировые религии (ислам, буддизм, христианство) сильно окрашены культурной спецификой различных народов, принявших эти религии (иудейство вообще так и остается национальной религией). Несмотря на процесс глобализации (а возможно, и в противовес ему), национальное разнообразие человечества в наше время заметно возрастает. Народы, входившие в состав больших империй, стремятся обрести свое собственное лицо, что прежде всего выражается в акцентировании своего духовного и культурного своеобразия. Например, в рамках мирового Православия не так давно заявила о себе мощная украинская национальная общность, которая все еще продолжает бурно формироваться. Поэтому разнообразие (в вашей терминологии «раздрай») в украинском Православии несравнимо больше, чем в русском. Несмотря на это (а, возможно, благодаря этому) – уровень религиозности в Украине в 5-6 раз выше, чем в России. Эта условная оценка получена путем сравнения числа верующих, регулярно посещающих храмы по отношению к общей численности населения.


«PORTAL21»:  За довольно короткий срок всплеска интереса к религии произошло довольно интересное событие – духовенство (в большей своей массе) сумело добиться устойчивого к себе отвращения, оттолкнуть от себя людей искренних и благодарных. Является ли качество духовенства отражением качества самой религии? Или это только временная издержка?

Лев Львович:   Как правило, качество духовенства не связано с качеством самой религии. Качество духовенства решающим образом зависит от форм организации и управления церкви. Прежде всего – от способа формирования и воспроизводства духовного сословия. В раннехристианской Церкви и даже в первые века империи все должности, особенно епископов, были выборными. Иерархия только утверждала решение верующего народа. Но усиление централизованных властных структур в имперской церкви постепенно привело к отмене этой практики. Священники стали простыми назначенцами от епископов, а состав епископата в Восточной Церкви фактически определял император. Римские папы с огромным трудом добились независимости от императоров и королей в деле формирования иерархии (война за «инвеституру» – право поставления епископов). Но централизация ничем не ограниченной церковной власти в итоге привела к чрезвычайному моральному разложению в рядах католического духовенства, особенно высшего. В те времена среди сторонников католицизма имел хождение такой аргумент: «Если при таком духовенстве вера еще жива, значит, она истинная»! Однако так думали не все, и значительная часть верующих (особенно в германских и англо-саксонских землях) ушла в протестантскую Реформацию. Только после этого в католичестве были произведены крупномасштабные реформы («контрреформация»), которые частично оздоровили ситуацию с духовенством. Само протестанство, при всех своих недостатках, стало самой энергичной и верующей частью христианского мира. Возможно, подобная ситуация сейчас складывается в Православии (особенно в постсоветских регионах). И вот свидетельство Божественного Присутствия – из всех кризисов Церковь всегда выходила обновленной и окрепшей, способной с новыми силами продолжать свое свидетельство веры. Так будет и на этот раз, даже если этот кризис – самый тяжелый за всю историю церкви.  Если говорить о нашей ситуации, то не надо забывать, что советские спецслужбы десятилетиями неутомимо прилагали поистине гигантские усилия к подбору и «воспитанию» кадров духовенства. Инерция такого подбора и воспитания может сохраняться на протяжении нескольких поколений. Это особенно относится к высшей церковной иерархии – монашескому епископату – а ведь именно они являют для нас облик нынешнего «телевизионного православия». К счастью, помимо этих «иерархов», в Церкви имеется множество искренних, по-настоящему верующих в Бога рядовых священников, глубоко и сердечно связанных со своими приходскими общинами. Но их мы редко видим на экране или слышим по радио. Между тем, именно они определяют действительное лицо Церкви и обеспечивают ее сохранение в быстро меняющемся и бесконечно сложном мире. Кто действительно хочет обрести веру или укрепить ее – с Божьей помощью сумеет их найти. Не буду называть имен, чтобы лишний раз не навлекать на них ревнивую агрессию современного епископата, образующего специфическую, внутренне сплоченную, замкнутую и властолюбивую касту.


«PORTAL21»:  Вся наша повседневная жизнь пронизана в той, или иной мере религией. Имена, которыми нас нарекли родители, несут в себе частицу религиозной культуры, большая часть наших праздников и многое другое – все это нанизано на религиозную основу. Религия является обязательной и неотъемлемой частью нашей жизни. Насколько актуален вопрос необходимости адаптации религиозных знаний под требования меняющегося мира?

Лев Львович:    Без такой адаптации Церковь давно бы исчезла с исторической арены. Более  того, без этого она вообще не возникла бы. Новый Завет начинается со слов Иоанна Крестителя:  «метаноэйте» –  «изменитесь» (Мф.3:2)! Церковь состоит из живых людей, а люди меняются и будут меняться всегда. Конечно, под предлогом такой адаптации всегда возникает соблазн отказаться, отречься от тех истин о Боге, которые уже открыты человеку: пусть на древних языках и в структуре устаревших человеческих понятий. «Адаптация» будет жизнеспособной лишь в тех случаях, когда она будет служить не отмене, но более глубокому раскрытию вечной истины о Боге, Который сотворил этот мир и продолжает действовать в нем. Это – очень трудная работа, в которой творческое владение современными знаниями должно сочетаться с постоянной открытостью ума и сердца перед Богом, Который постепенно и бережно, не нарушая Им же сотворенную свободу, помогает человеку все глубже и по-новому познать Себя.


«PORTAL21»:  Уважаемый Лев Львович, наш коллектив совместно с партнерами ведет просветительскую работу в молодежной среде, в том числе и в религиозном направлении. Нами реализуется проект открытого исламского форума (он пилотный, а в дальнейшем мы хотим расширить идею проекта и для христианской общины) через который мы хотим представить религиозную общину через ее отношение к судьбе чужого Ребенка. Как Вы думаете, насколько такой принцип оправдан и имеет ли он право быть? Возможно ли вокруг судьбы Ребенка согласовать межконфессиональные разночтения, или это так и останется несбыточной мечтой?

Лев Львович: Из чрева матери рождается существо, которому еще только предстоит стать человеком. В Индии нередко бывает, что обезьяны похищают младенца и выращивают его в своем стаде. Когда через 2-3 года его обнаруживают и возвращают в человеческую среду, оказывается, что сделать из него человека никакими усилиями уже невозможно! В этом смысле можно сказать, что «воспитание человека – это сотворение человека». В деле воспитания мы в наибольшей доступной для нас степени уподобляемся Богу-Творцу. В связи с этим даже высказано богословское предположение http://www.regels.org/Creation-of-Adam.htm , что сотворение первого человека, описанное в Библии и в Коране, произошло именно таким образом: Господь Сам воспитал человека адамитского (то есть нашего) типа из новорожденного пре-адамитского («кроманьонского») младенца. А уже потом Адам путем воспитания передал этот «огонь человечности» своим потомкам и ученикам, начиная с Евы.
Это как раз один из примеров «адаптации» толкования Писания к современному научному знанию. И наоборот – адаптации научного знания к Божественному Откровению. Насколько оно удачно и правильно, как раз и выяснится в свободном обсуждении, незримо направляемом Духом Божьим.


«PORTAL21»:  На Вашем сайте  http://www.regels.org/index.htm  мы нашли ответы на многие вопросы, которые интересовали нас и наших друзей. От нас всех выражаю Вам нашу искреннюю благодарность и надеюсь, что Вы поддержите развитие нашего почина. Спасибо, что Вы нашли время и возможность пообщаться с нами!

Лев Львович: Я искренне рад, что материалы моего сайта «История, Библия, Наука» Вам показались полезными и готов отвечать читателям на все возникающие вопросы и возражения.

___________________________________________

Интервью подготовила и опубликовала: Алина Чикова – выпускающий редактор информационного ресурса «PORTAL21».

Уважаемый читатель и гость нашего сайта, представляем Вашему вниманию ссылку на персональный сайт Льва Регельсона: http://www.regels.org/index.htm  

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru