Казима Булаева: «Иначе - нашими же руками мы разрушим эту этническую уникальность наших народов»


О рубрике "У НАС В ГОСТЯХ"

Казима Булаева: «Иначе - нашими же руками мы разрушим эту этническую уникальность наших народов»

Казима Булаева: «Иначе - нашими же руками мы разрушим эту этническую уникальность наших народов»

Дагестанское общество сегодня стоит на перепутье. Регион болеет теми же недугами, что и вся страна. Но есть проблемы локального характера, присущие только Дагестану. Одна из этих основных проблем – отсутствие ясного понимания, что подразумевать под словом «дагестанец».
Сегодня тема нашей беседы: Дагестан и дагестанцы.
А гость нашей редакции наша землячка, человек с удивительной жизненной историей, доктор биологических наук Казима Булаева, руководитель группы генетической адаптации человека Института общей генетики (ИОГен) им. Н.И. Вавилова РАН.

                                       *  *  *

«PORTAL21»: Уважаемая Казима, сегодня в  мире происходят два равнозначных процесса: поиск общего вектора развития для всего человечества и поиск каждым народом своей этнической самости. Эти процессы протекают и в Дагестане. В связи с этим наш первый вопрос: возможно ли сблизить позиции народов нашего региона, сохранив прелесть каждого из них?

Казима Булаева: Уверена в такой возможности. Никакого противоречия между глобализацией (и прогрессом) и   сохранением этнической самобытности самых малочисленных коренных народов нет. Если только эти малые народы сами не захотят отказаться от своей самобытности и не ассимилируются. В прошлом веке под воздействием научно-технического прогресса в развитых странах, народы из бедных развивающих стран всячески стремились эмигрировать в эти развитые страны, чтобы получить образование, работу и максимально стать похожим на тех, кто живет в этих странах. Однако позже появились страны - города типа Сингапура с высокоразвитой экономикой, произошла «зеленая революция» в Индии, резко набрала высоту экономика Китая…стало понятно, что  в поисках благополучия вовсе не обязательно покидать свою страну и терять свою этническую самобытность. Благополучие возможно создать и в своей стране, сохранив свою этническую культуру, язык, традиции, которые ни в коей мере не могут быть помехой для прогресса и создания благополучной страны. Яркий пример – шотландцы. Этот народ горной небогатой ресурсами страны был разбросан по всему миру в поисках лучшей доли и почти уже терял свой язык и культуру…Однако в последние десятилетия идет не просто обратная консолидация этого народа, но и ускоренное развитие и прогресс Шотландии, которая ставит даже вопрос  получения своей независимости. И такие события происходят за счет инновационной технологии в большей мере. Поэтому если главными ценностями дагестанцев станет получение качественного (!) образования, современных профессий, развитие современных  прогрессивных  технологий, как в Сингапуре и в др подобных странах, Дагестан вполне может стать прогрессивной и благополучной республикой с сохранением своих уникальных этнических особенностей. Я - за такой Дагестан.

«PORTAL21»: Дагестан - это сухое географическое определение, в то время как
"дагестанец" это целый мир, ассоциирующийся у нас с древнейшей
культурой, с уникальной и не расшифрованной до конца историей, с
большим количеством народов, живущих и за пределами региона. Скажите, возможно ли оживить определение "дагестанец", сделать его понятным и  нужным для каждого народа?

Казима Булаева: Нужность название «Дагестан» для каждого представителя коренных народов там совершенно очевидна, даже не нужно обосновывать почему. Название подчеркивает сходство судеб и культуры наших коренных народов. Такая общность имеет свои генетические корни:   основанные мною с нуля многолетние исследования   в ИОГен РАН по генетике наших коренных народов показали, что эти народы являются действительно древними и 8-9 тыс лет назад они произошли из общей родоначальной пра-популяции, которая в последующей демографической истории была дифференцирована на более мелкие эндогамные группы (вступающие между собой внутри одной группы в браки).   Географическая подразделенность в сочетании с такой системой эндогамных браков и способствовали скорее всего наблюдаемой этнолингвистической дифференциации в современном Дагестане. Однако такое уникальное этническое многообразие в Дагестане существовало уже на заре нашей эры, что констатировали  еще  древние путешественники и писатели. Так,  на заре нашей эры Страбон писал о нашем регионе «26 языков, 26 царей». Такое же количество коренных народов в Дагестане этнологи определяют и в настоящее время.
Подтверждением общих генетических корней всех коренных народов Дагестана являются не только наши результаты вычислений расстояний между особенностями генофондов наших народов, но и результаты картирования генов заболеваний в семьях с одной и той же патологией, обследованных в разных этнических группах. Так, при изучении генов, определяющих одно из самых тяжелых психических заболеваний – шизофрении в семьях 5 наших народов мы обнаружили локализацию целого ряда генов в одном и том же регионе одной и  той же хромосомы. Это служит свидетельством, что такая общность генов изучаемого  заболевания обусловлена общностью родоначальника у этих больных, несмотря на их этнические различия. Очевидно, что такие общие гены эти больные получили от общего родоначальника древней единой пра-популяции.
Так что мое мнение, основанное на своих исследований таково, что эта древняя пра-популяция, из которой произошли все дагестанские народы и являются фундаментом, на котором базируется единство наших народов в их общем доме Дагестане.

«PORTAL21»: Наш информационный ресурс с весны текущего года приступил к реализации проекта по формированию обновленного определения "дагестанец", заложив в основу последнего  культуру Семьи и отношения к Ребенку. В этой связи наш следующий вопрос:  как вы оцениваете перспективу такого начинания и сочли бы вы возможным присоединиться к этой инициативе?

Казима Булаева: Применение этого понятия не  столь однозначно. С одной стороны я   понимаю, что этим вы хотите подчеркнуть общность традиций и культуры наших народов и я бы добавила – общность генетических корней в происхождении наших горских народов. Но с другой стороны этот термин де факто повторяет идею «национальной глобализации», популярную в США и за ней – в Азербайджане, Турции и в ряде других стран, которые  стали определять национальность по гражданству в их стране.  Однако, опыт США  показал, что это не приводит к желаемому «растворению в котле единой новой мощной нации», а наоборот ведет   к маргинализации населения и к конфликтам… И пришли к заключению, что поддержка стремления разных этнических групп внутри страны общаться между собой, сохранять родные языки наряду с общими для американцев английским, сохранение и развитие этнической культуры в виде культурных этнических центров, полезно для страны, обогащает ее уникальным разнообразием, позволяет воспитывать молодежь более адекватными патриотами страны, если учитывать их этнические и семейные культурные ценности.  В середины 90-х они в США активно стали поддерживать национальные центры, советы,   и даже отдельные христианские  храмы, но со службами на родных языках.
Для наших малых народов Кавказа и Дагестана такой подход «глобализации» понятия национальности пусть даже в рамках не всей России, а только Дагестана, является той же дорогой к ассимиляции наших народов  только с названием «дагестанцы» и с общением на общем для всех русском языке.
Поэтому я считаю, что оптимальным в наших условиях может быть   использование понятия «дагестанцы» для определения общности региона и общих корней наших народов,  но в сочетании с  сохранением  уникальных языков и особенностей традиций каждого народа внутри Дагестана. Иначе - нашими же руками мы разрушим эту этническую уникальность наших народов.
Другая опасность  ассимиляции угрожает нашим   народам со стороны представителей некоторых радикальных направлений ислама, которые   категории религиозной   принадлежности  противопоставляют этнической, т.е. делят все народы на «мусульман» и «не мусульман», не признавая какие-либо исторически сложившиеся этно-лингвистические и культурные особенности.    
Этническое самосознание « я – лакец, или  аварец,  или кумык…» и т.д. никак не может быть приводит к обособлению народов. Такое понимание озвучивали некоторые из политиков, и в принципе на этой идее было основано решение убрать 5-ю графу о национальности в паспортах в 90-х. И что? Чему такое удаление помогло? До 90-х такого разгула шовинизма и ультра - националистических акций в России не было, а смотрите, что творится в наше время?    

«PORTAL21»: Сегодня наша беседа целиком посвящена Дагестану – региону, в котором почти каждый аул может похвастаться уникальным говором, или языком. Возможно ли в эпоху глобализации сохранить языки малых народов? И как на практике достичь сохранения языковой особенности народа?

Казима Булаева: Искусственно сохранить или заставить народ сохранить свой язык и культуру невозможно. История человечества знает множество случаев появления и исчезновения народов с их языками и культурой. В случае с Дагестаном, на мой взгляд, речь не может идти, что какой либо народ там хочет явно отказаться от своего языка и самобытности и ассимилироваться с другими дагестанскими или русским народом. Я всю жизнь с 1976 г в ИОГен РАН провожу исследования генофондов наших дагестанских народов, практически обследовала все наши коренные народы, и ни разу не столкнулась с таким явлением. Наоборот,  я сталкивалась с тем, что наши самые малые народы  с «одноаульными» языками даже, всячески стремились сохранить и возродить свой родной язык, наряду с языком большего по численности народа, на языке которого обучают их детей в первых классах школы, и русского языка, на котором учатся эти дети во всех средних и старших классах школ Дагестана. Очевидно, насколько сложнее таким детям учиться в школах, де-факто их обучение не «би»- даже, а «тетра» - лингвистическое, т.к. дети учат в семье свой родной язык, в школе в первых классах язык большей по численности нации, в административный округ которого они входят, в средних и старших классах обучаются на русском языке и как иностранный  - английский или немецкий. И это при отсутствии адекватных специальных методик обучения для таких сложных национальных групп.
Поэтому, на мой взгляд, с дагестанскими народами наблюдается просто чудеса сохранения языковой уникальности таких   малых народов  в условиях многолетнего прессинга против такого сохранения. И в наше время мы наблюдаем значительный рост национального самосознания именно у таких очень малых по численности народов .

«PORTAL21»: Дагестанская молодежь отличается социальной активностью, способность быстрой адаптации в новой для себя культурной среде. И сегодня, по разным причинам, наша молодежь выезжает за пределы своей малой Родины и оседает кто в регионах России, кто в дальнем зарубежье. Что  Вы пожелали бы им, от чего предостерегли, к чему обязали бы приобщиться?

Казима Булаева: 2/3 населения Дагестана исторически обитали в суровых условиях гор, не отличавшихся благоприятными для жизни земельными угодьями и климатическими условиями. В связи с этим наши предки практиковали отходничество, когда на 5-6 месяцев в году выезжали в другие регионы, города и страны  на заработки. При этом семья всегда оставались в родных домах в своих аулах, а все заработанное приносили домой в свои аулы. Такое отходничество способствовало формированию «ауло - специфических» ремесленников (всем известные аулы сапожников, лудильщиков, ювелиров) и сохранению своего языка и культуры, традиций и обычаев в каждом селе и народе. Из-за тотальной безработицы и разрухи в экономике республики, о которой власти на местах и в федеральных органах, почему-то не заботятся, современные дагестанцы также вынуждены в поисках работы уезжать в разные регионы и даже страны. Мне хочется сказать этим молодым людям, чтобы они никогда не забывали, что они потомки сотен поколений  их горцев-предков , которые куда бы не уезжали на заработки, всегда возвращались домой в свои отцовские дома с заработанным, заботились о своих родных и близких и тем самым сохраняли себя и свой тухум, свою семью.  Если эта цепь традиций разорвется, тогда и произойдет та самая ассимиляция и исчезновение наших народов, путем маргинализации наших людей – превращения их в манкуртов, потерявших память о себе,  о своих предках, о своих корнях, и конечно – не уважающих тем более чужие культуры и традиции. Это самое худшее, что может случиться с нашими народами.


«PORTAL21»: В заключение от всех нас позвольте поблагодарить Вас за то, что нашли время и возможность ответить на наши вопросы и пожелать Мира Вам и вашим близким.

Казима Булаева: Дагестан - наш общий Дом, наша малая Родина. Мир и благополучие там  важны для всех дагестанцев, кто бы и где бы не жил. Это важно и для всех россиян, так как Дагестан – один из регионов  Российской Федерации, благополучие которой зависит от благополучия всех ее регионов. Поэтому и для меня, как лачки и ученого-генетика, основавшего впервые генетические исследования наших народов, очень важны и близки все проблемы дагестанских народов. Я - как и вы, часть исторического сложившегося Генофонда наших народов и потому мы не можем быть равнодушными к судьбам наших народов.

____________________________________________

Беседовала Тамила Калантарова –  выпускающий редактор  информационно – аналитического ресурса «PORTAL21»

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru