Абидат Эюбова: «Мы должны спасать наше будущее, наше подрастающее поколение»

                                       
                            Мы всегда на шаг впереди
                           We are always one step ahead
                          #мир_открытый_для_детства
                             #world_open_for_childhood


Абидат Эюбова: «Мы должны спасать наше будущее, наше подрастающее поколение»

Абидат Эюбова: «Мы должны спасать наше будущее, наше подрастающее поколение»

События в московском районе Бирюлево, последовавшая за этим волна столкновений на почве этнической, расовой и религиозной неприязни, острые и порой оскорбительные выпады в СМИ, неприглядные комментарии на форумах, в социальных сетях – яркий показатель незрелости российского со-общества. 
Дать оценку ситуации, особенно в подростковой и молодежной среде, мы попросили нашего коллегу -  участника группы «PORTAL21» Абидат Эюбову.
Беседу ведет Тамила Калантарова

    ********************


«PORTAL21»: Проблема бытовой ксенофобии существовала всегда. И в довольно жесткое советское время в обиходе были анекдоты, принижающие достоинство того, или иного народа, из уст в уста передавались истории, якобы подтверждающие трусость, подлость, алчность определенных этносов. Это были своего рода постоянно тлеющие угли, которые при хорошем ветре тут же оборачивались сильным, беспощадным огнем. Почему так сильны эти взгляды, в чем их притягательность для слушателя?

Абидат Эюбова: Ксенофобия является одной из актуальных проблем современного мира, приобретающей особую значимость в связи с ее распространением среди подростков.

В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, усиливающийся в условиях взаимной информационной изоляции и незнания чужих обычаев. На этой почве легко возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», а иногда искусственно распространяются недостоверные слухи. Действительно, ксенофобия бывает выгодна тем, кто ее распространяет: образ врага объединяет, ненависть ослепляет и отвлекает от внутренних проблем..

При личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге и страх перед неизвестным отступает. Это замечено и на примере антисемитизма, и на примере гомофобии.
Разгоревшиеся в последние месяцы события всколыхнули новую волну ксенофобии, которая так часто, увы, прокатывается по нашей стране. Зацепка всегда найдется. Все это- и нетерпимость к кому-либо, и национализм, и просто агрессивное восприятие чужой культуры..  Ксенофобия многолика. Есть вполне толерантные внешне люди, которые, однако внутри тихо  могут ненавидеть кого-то.  Поэтому разговоры о том, что «нации имеют определенные признаки, стереотипы» для меня изначально смысла лишены: всегда найдутся представители народа, отличающиеся от «типичных представлений» в ту или иную сторону. А самое главное: когда мы на бытовом уровне общаемся, разве национальность является определяющим фактором, а не личные качества? Разве, имея на руках больного ребенка, по национальному признаку станем мы выбирать врача – находясь, конечно, в здравом уме? Разве запретим мы – опять же, в здравом уме – ребенку заниматься у гениального педагога, испугавшись его  национальной принадлежности?   И где вообще доказательства того, что причины асоциального поведения в национальности? Сейчас стало много таких, которые в случае драки выясняют не личности участников, а национальность. 

Ксенофобия заразна. Она дает восприятие иного как непонятного, непостижимого, а потому опасного и враждебного. А перед опасностью, как известно, появляется защитная реакция, инстинкт самосохранения, и как ответная реакция проявляется и национализм, и даже шовинизм.


«PORTAL21»: Подростковая среда наиболее ярко отражает ситуацию в обществе. Насколько проявления ксенофобии на этнической основе сильны среди нынешних школьников? Можно ли предполагать, что пройдена некая «точка невозврата» и в следующем поколении нас ждут неизбежные конфронтации на национальной почве?

Абидат Эюбова: Задумываясь над вашим вопросом, действительно чувствуешь озабоченность будущим наших детей. Среди большинства педагогов бытует мнение, что ксенофобия присуща почти всем школьникам. Однако объекты вражды довольно различны: среди которых люди других национальностей, бедные и богатые, нарушители закона, представители некоторых профессий и т.д. При этом, собственное предвзятое отношение к этническим или социальным группам демонстрируют 10-20% детей. Среди этих школьников доминирует негативное отношение к представителям «других национальностей», притом большинство детей не могут конкретизировать, какие национальности заслуживают плохого отношения, либо отмечают сразу несколько национальностей. То есть, этнофобия носит генерализованный характер. Часто эти школьники не могут рационально обосновать свое отношение к объектам вражды. Это как дань моде - общество громко об этом заявляет, в семье это обсуждается, в СМИ смакуется, вот и им интересно.

Если говорить о национальном вопросе в коллективе работников школ, то меня, например, приняли очень хорошо. Всегда могу получить помощь, совет. Но вот менталитет некоторых учеников и родителей, конечно, дает о себе знать. Пришлось услышать многое за спиной : « А почему нашу историю преподает нерусская. А чему она может научить наших детей?» Но, хочу отметить, что руководство всегда грамотно и тактично давало ответы таким родителям и ученикам. Сейчас, когда уже прошло немного времени,  чувствую, что пришлась ко двору. Недавно была свидетелем разговора случайно в департаменте образования в одном из районов Москвы, когда сам работник позвонил директору школы, где учится его сын и возмущался : « Чему узбек может научить наших детей? Он сам хоть математику знает?»  

Волна разговоров и возмущений среди учеников прошла после событий в Бирюллево. Пришлось и не раз разъяснять ситуацию, учить детей анализировать и относиться к любому конфликту разносторонне, а не однобоко. Тут есть немалая толика вины и нашей молодежи, той части, которая приезжает в столицу самоутвердиться именно за счет вот этого показного «кавказского поведения и менталитета.» Дети приводили немало примеров такого бытового поведения. Это хорошо, что они делились и я могла им помочь дать оценку. А если они это обсуждают только в своей молодежной среде? Тогда это уже неприязнь явная. 
Знаете, что мне понравилось? Что мальчишки знают Анжи и даже есть его фанаты в школах. Думаю это немаловажно.

Хочется думать, что «такая точка невозврата», как вы выразились, не преодолена. Как говорил Лев Толстой, «человек – он текуч: ты его сегодня осудил, а завтра – он уже другой». Ведь дети- это tabula rasa, и от нас с вами зависит, что мы из них вылепим. Больное общество- это результат нашего попустительства и равнодушия. Чтобы не было конфронтаций и довольно-таки устойчивых, мы должны бить тревогу, принимать решительные меры против этноксенофобии. 



«PORTAL21»: Современный мир, достигший невероятных технических возможностей, раздвигает условные границы, в прошлое безвозвратно уходят многие, считавшиеся незыблемыми, ценности и традиции. Насколько современная школа отвечает этим требованиям времени и способна ли она (школа) в полной мере удовлетворить запросы учащихся? В том числе и в решении конфликтных ситуаций.

Абидат Эюбова: Исторически так сложилось, что каждое последующее общество избирательно относится к ценностям, традициям, культуре. Сегодняшний мир- не исключение. Школе, естественно отводится главная роль в воспитании молодежи, но, увы, с каждым годом появляется все больше препятствий  извне, мешающих нормальному процессу воспитания. Самое главное из них- это отсутствие должного внимания в семье..  В настоящее время большинство взрослого населения занято заработком денежных средств и в ряде семей, особенно неполных, дети недополучают  должное внимание по отношению к ребенку. По данным одного из институтов, среди восьмиклассников более 70% детей предоставлены «самовоспитанию», а среди девятых классов-90%. Причем, начиная с 7-го класса, дети приобщаются к таким видам своеобразного протеста, как курение, алкоголь, наркотики, что бы хоть как-то обратить на себя внимание взрослых. 

Основными причинами девиантного поведения молодежи, в частности несовершеннолетних, являются: социально-экономический кризис (платное образование, секции и кружки); социальное отчуждение; отверженность в семье и среди сверстников; разрушение детских и юношеских организаций, низкая организация досуга подростков; манипулирование сознанием и навязывание зарубежного образа жизни посредством СМИ; рост числа психических расстройств.  У наших СМИ мощный конфликтогенный потенциал  в этническом контексте. Порой ужасаешься высказываниям некоторых журналистов, да и политологов. Если нас, взрослых это коробит, представляю, что творится в сознании неискушенных подростков. Они просто теряются в этом мире информации, порой очень ложной, преувеличенной и такой трудной для восприятия.  Думаю тут школе в одиночку не справиться. Стоит выйти ребенку за порог школы, он попадает в мир сверстников, семьи, огромного объема информации. Мы должны спасать наше будущее, наше подрастающее поколение грамотным воспитанием.   Знаете, я бы предложила ввести в школе предметы из цикла «Гуманной педагогики» Амонашвилли. А предмет ОРКСЭ, который ввели в 4 классе и только 1 час в неделю, можно было бы как раз продолжить и до 7-8 класса. Недавно ко мне подошла девочка после урока светской этики и сказала: « Я после ваших уроков стала добрее, а раньше я была злой» Эта непосредственная фраза меня приятно обрадовала из уст этого ребенка. Ради этого мы и работаем. Если нам удастся хоть какую то часть детей сделать добрее, толерантнее, то это огромный плюс.  Думаю было бы неплохо, если школьники познакомились с традициями и культурой народов азиатских стран, народов Кавказа посредством концертных программ в школах. Создать бригаду такую, чтоб поездила по школам с программой специального выступления. Пусть нас не боятся а уважают.


«PORTAL21»: Череда реформ в сфере образования и отсутствие согласованного подхода в оценке истории, нынешнего состояния страны способствует раздроблению общества. У молодежи отсутствует цельное восприятие страны. Чтобы Вы пожелали нашим читателям, в особенности молодым?

Абидат Эюбова:  В первую очередь хотела бы дать рекомендации взрослым.
 Правительство РФ должно принять Федеральную программу воспитания толерантности и обеспечить финансирование ее реализации из госбюджета. В этом должен участвовать и российский бизнес. В рамках данной программы Министерство образования и науки РФ обязано усилить комплекс мероприятий по воспитанию толерантности в школах. Должна быть разработана и внедрена программа организации подросткового досуга, трудоустройства молодежи. Необходимо издавать массовыми тиражами книги, обучающие культуре межнационального диалога, развенчивающие шовинистические мифы. Должны появиться специальные просветительные теле- и радиопередачи, воспитывающие в обществе нетерпимость к расизму, ксенофобии и любым иным формам этнической неприязни, вместе с тем пропагандируя успешный опыт мирного сосуществования народов, культур и традиций. Кроме того, нужно восстановить существовавшую ранее систему кружков, клубов и т.д., где могла бы заниматься молодежь, поскольку пустоту, возникшую после исчезновения подобной системы, заполнили пропагандисты ксенофобских взглядов. Необходимы также программы по интеграции иммигрантов в российское общество, включающие такие элементы, как иммиграционная амнистия, бесплатные курсы изучения русского языка, обязательное посещение школ детьми иммигрантов.

Третья важнейшая мера по борьбе с ксенофобией связана со СМИ. Требуется немедленно прекратить разжигание ксенофобии в массмедиа, когда популярные газеты и журналы представляют те или иные народы в виде преступников. Возможно, также принятие каких-то дополнительных нормативных актов для регулирования таким же образом деятельности Интернет-СМИ. Со своей стороны журналисты и редакторы не должны предоставлять в своих изданиях слово ксенофобам и расистам. Правозащитные организации должны осуществлять общественный контроль деятельности правоохранительных органов, активнее сотрудничать с ними по противодействию ксенофобии, предоставлять экспертов, обращать внимание на активность идеологов шовинизма, снабжать справочно-методической литературой, знакомить с международным опытом противодействия расизму и дискриминации, активизировать российскую интеллигенцию.

Молодежи хочу посоветовать, чтоб они больше внимания уделяли изучению  Отечественной истории, где на многовековых традициях и исторических примерах могут убедиться в дружбе многонациональной страны нашей в трудные для нее годы, перед лицом опасности. Не слушайте тех, кто сеет вражду и распри, учит национализму. Вы- наше будущее, а будущее должно быть светлым и прекрасным. Как сказал Бомарше: «Красивыми мы можем и не быть, но благоразумными должны быть непременно». Благоразумия вам и успехов, ребята.

_______________________


Информационно – аналитический ресурс «PORTAL21»

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru