Джульета Джантеева: "Мир детства является притягательным для всех людей доброй воли"


О рубрике "У НАС В ГОСТЯХ"

Джульета Джантеева: "Мир детства является притягательным для всех людей доброй воли"

Джульета Джантеева: "Мир детства является притягательным для всех людей доброй воли"

Кавказ всегда был интерес для стороннего наблюдателя. Уникальнальная природа, этническое многообразие и, соответственно, культурная мозаика, увлекательная и неповторимая история. Народы, живущие в этом регионе, умудрились во многом сохранить свою самобытность. Правда культурные заимствования придали этой самобытности очень причудливые формы. Но в этом и прелесть Кавказа.
Современная эпоха вынесла на поверхность новые удивительные факты из прошлого региона, открыла возможности для самостоятельной интеграции в большой мир кавказским народам и сообществам. Насколько это эффективно и с пользой использовано будет зависеть не только от понимания самой ситуации, но и от способности консалидированного анализа, выработки согласованных практических шагов.
Мы на протяжении нескольких лет мониторили тему консолидации кавказского сообщества (наиболее интенсивно занимались Дагестаном). И вывели для себя "площадку", на которой диалог оказался и интересен для вовлеченных сторон, и продуктивен. Условно мы ее назвали "Кавказ. Мы открыты для Детства".

Сегодня, в преддверии широко старта инициативы, мы решили проанализировать ситуацию на Кавказе с  политологом и видным общественным деятелем  Джульетой Джантеевой.


       **  **  **

 
"PORTAL21": Мы знаем в истории несколько неудачных примеров объединения Кавказа. Не получилось создать государство, не удались попытки создания действенных общественных институтов. В чем причина таких неудач?

Джульета Джантеева: Действительно, такие попытки неоднократно предпринимались и каждый раз терпели фиаско. Причин этого множество в зависимости от актуальной социально-политической ситуации без доминирования сопутствующих факторов и готовности участников процесса к интеграции в разных форматах. Это и внутренние противоречия элит, и недостижимость поставленных целей, и иллюзорное видение перспектив, и разочарования после совместных неудачных кампаний и т.д. Причин и объективных обстоятельств неудавшихся интеграционных процессов народов Кавказа в рамках каких-либо объединений или государства, было много. 

Известно, что одним из мощных импульсов объединения народа, является внешний фактор, выступающий в образе врага. Обратившись к истории, мы легко обнаружим, как именно этот фактор способствовал объединению народов Кавказа. К примеру, в период битвы за Кавказ (1942-1943гг.) кавказские народы проявили высокую степень солидарности и мобилизовали все свои ресурсы для отпора врагу. Конечно, в этой битве принимали участие и другие народы СССР, и во многом, благодаря боевому содружеству народов страны, враг был отбит. 

Сегодня эта объединительная концепция не состоятельна в силу существующей конфигурации геополитической ситуации. Нет общего внешнего врага для всех народов Кавказа. И в мирное время все же не стоит делать ставку на подобные мотивации к интеграции населения. 
  

"PORTAL21":  Одна из версий истории Кавказа - история вовлечения народов региона в качестве "солдата" в геополитические разборки разных масштабов. Все они неизменно разрывали народ, или народы на враждующие осколки, сея неприятие на многие годы наперед. Несмотря на уже накопленный негативный опыт, Кавказ и сейчас активно вовлечен в очередной виток политических разборок. Неужели опыт прошлого не учит кавказцев? 

- Действительно, геополитический фактор исторически оказывал существенное воздействие на состояние и развитие Кавказского региона в силу объективных факторов, в ряду которых можно выделить менталитет и воинственный дух кавказских народов, их стремление к установлению социальной справедливости.
 Совершенно очевидно, что в обострившихся сегодня международных отношениях стороны продолжают использовать Кавказ в своих целях, достигая политических целей, направленных на создание очагов напряженности и военного противостояния в регионе. И в этом плане история повторяется. 

Но я бы не стала утвердительно говорить о том, что народы Кавказа игнорируют исторический опыт и позволяют себя использовать в политических конфликтах. В ряде случаев местные политические элиты сознательно втягивают народы Кавказа в локальные конфликты и войны на определенных условиях, преследуя свои экономические интересы. Правда, за политические просчеты элит, расплачивается народ, который не обладает в своем большинстве должным уровнем политического сознания и воли к сопротивлению против военных методов решения вопросов общественной  жизни и безопасности.


"PORTAL21":  Довольно сильно разрозненная кавказская общность не имеет перспективы сплочения ни на идеологической основе, ни на факторе этнической близости. Но необходимость формирования со-общества сегодня очень актуальна, жизненно необходима. И она чрезвычайно выгодна всем. Сообща легче решать даже узкоэтнические проблемы. Насколько активны кавказские общины в этом плане? Есть ли попытки сближения позиций у представителей разных народов?

- Несмотря на территориальную близость, кавказские народы разрозненны между разными странами.  И существующие цивилизационные основания для объединения кавказских народов России и стран Закавказья не могут быть использованы в силу сохраняющегося политического напряжения во всем Кавказском регионе. Поэтому создание общекавказского объединения маловероятно.  Хотя в современных условиях имеются попытки установления  сотрудничества  между отдельными кавказскими общинами, например, между абазинами и абхазами, между представителями отдельных народов Дагестана и Азербайджана и т.д. Но я бы не сказала, что этот процесс настолько активен, что в скором времени приведет к сближению народов Кавказа. Хотелось бы, чтобы подобные этнокультурные и экономические связи между кавказскими народами развивались более оживленно и интенсивно. Обращение к историческим традициям совместного проживания народов и взаимопроникновения культур, может способствовать этому. Достаточно вспомнить традицию куначества на Кавказе, которая сейчас тоже поддерживается властью в регионах Северного Кавказа.


"PORTAL21":  Не уходя далеко в прошлое, говоря об относительно недалекой истории, хочется вспомнить депортацию народов Кавказа. Под выдуманными предлогами были выселены с родных мест, где без вести, в унизительных условиях умерло масса безвинных людей искренне любивших свою страну. Если бы не смерть "вождя народов" (тоже кавказца по происхождению) такая участь постигла бы и другие народы. Это исключение из правил, или такова политика отношения к Кавказу в целом? И кого в этом винить: власть, или себя?

- Депортации народов страны в период сталинизма получили отрицательную политико-правовую и моральную оценку в обществе. Президент России В.Путин назвал сталинские депортации народов огромной трагедией, подчеркнув ответственность государства за эти варварские акции.

Сегодня не является секретом то, что в годы Великой Отечественной войны некоторые народы Северного Кавказа тоже планировалось депортировать наряду с карачаевцами, балкарцами, чеченцами и ингушами и т.д. Но, поскольку, насильственным миграциям подверглись многие народы СССР, было бы ошибочным утверждение о том, что массовые национально-политические репрессии являлись исключительным элементом кавказской политики сталинизма.

Как известно, депортации народов Северного Кавказа носили тотально-административный характер и этническую направленность. А это означает, что фактически все представители депортированных народов подвергались насильственной миграции в отдаленные районы страны. В данном случае очевидны этнические основания массовых политических репрессий, которые осуществлялись на основе принципов «коллективной вины» и «коллективной ответственности», хотя даже если преступление совершено коллективно, то мера вины и мера ответственности каждого участника престпления должны  устанавливаться индивидуально. Противозаконность массовых этнических депортаций очевидна, поэтому ответ на вопрос о том, кто в них виноват? - напрашивается сам собой. Тем более государство взяло на себя ответственность за депортации народов СССР, и президент РФ Б.Ельцин официально извинился за эти преступления сталинизма.  


"PORTAL21":  Поговорим об инициативе "Кавказ. Мы открыты для Детства". В воспоминаниях о Великой Отечественной войне есть два совершенно схожих случая, когда эвакуированных детей привезли в Нальчик и Кусар. И местные женщины, не сговариваясь, просто разобрали их по своим домам. Аналогичные случаи были и в Средней Азии. Но сейчас речь о Кавказе. Здесь нет в принципе понятия "чужой ребенок", "брошенный ребенок". Он может стать сиротой, но он часть большой семьи - рода - народа, который не оставит его в беде. И вопрос, убираем, забываем вопрос идеологии, возможно ли сплотить кавказцев вокруг идеи "Общего дела" - дела на благо Ребенка, Детства?

- Как реалист, вынуждена признать, что сегодня на Кавказе есть детские дома, в которых воспитываются брошенные дети. Их ни так много, но они есть. Поэтому нужно исходить из современной действительности, когда мы говорим о детях, потому что сами они, находясь в таком социальном положении, пока не могут заявить о себе и своих проблемах.

Конечно, мир детства является притягательным для всех людей доброй воли независимо от этнической принадлежности. Учитывая демографический потенциал, высокий уровень самобытной культуры народов Кавказа и их отношение к семейным ценностям, можно сказать, что в регионе особое отношение к детям. У кавказских народов много традиций, связанных с рождением и воспитанием детей. Поэтому, концепция объединения кавказцев вокруг решения проблем детей, оказавшихся в силу разных причин в особых жизненных условиях, является не только социально-ориентированной, но и востребованной.   


"PORTAL21":  Чтобы сделать совместный шаг в будущее необходимо подвести черту под прошлое, чтобы оно вновь не стало камнем преткновения и раздора. Насколько молодежь региона готова к такому шагу? 

- К сожалению, сегодня история народов Кавказа и ее интерпретация стали одним из конфликтогенных факторов в регионе. На фоне пробуждения исторического самосознания молодежи Кавказа, которое я рассматриваю как позитивный момент в ее развитии, отмечаются открытые межэтнические конфликты, вызванные попытками переосмысления произошедших событий и историческими спорами о «древности» того или иного народа и т.д. На преодоление этих деструктивных социальных явлений и направлена сегодня политика государства в сфере этноконфессиональных отношений.

И если говорить о готовности молодежи к преодолению исторических обид/споров, то можно выразить надежду, значительная часть молодых людей не обременена прошлым, и уверенно смотрит в будущее. Ориентация на успех и личностный/карьерный рост сегодня беспокоит молодежь не меньше, чем историческое прошлое. Значительную роль в социально-политической ориентации подрастающего поколения играет молодежная политика государства, которая проводится с определенным успехом в разных регионах Северного Кавказа. Возможно, создание Молодежной Лиги Кавказа могло бы стать инструментом эффективной социализации молодежи региона в нынешних условиях диктата и насаждения масс-культуры, противоречащей этнокультуре кавказских народов. 


"PORTAL21":  Наше будущее в наших руках. Заезженная фраза, но очень подходит нынешнему информационному веку. Веку, в котором просто разваливаются постулаты прошлого, в котором обретают новый смысл и дыхание традиции, границы и мн. др. Мир, меняющийся ради детей меняют эти самые дети. Не парадокс? Но какой…

- Все верно, постиндустриальное общество это уже не метафора, мы сегодня живем в этом обществе, которое характеризуется стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь и изменили ее до неузнаваемости. Трансконтинентальная виртуальная реальность со всеми своими преимуществами легкого и быстрого доступа к интересующей информации, возможностями производства и распространения контента на неограниченную аудиторию, общения и развлечений для многих людей стала серьезной альтернативой существующей действительности. И сегодня наиболее приспособленными к эпохе Интернета, оказались наши дети. Этот социальный парадокс, вызванный технологическим прогрессом, способен серьезно подорвать традиционные устои кавказских обществ. Но, с другой стороны, есть шанс использовать современные достижения науки и техники в свою пользу путем виртуализации этнокультурного и образовательного потенциала народов Кавказа и популяризации Интернет-ресурсов, ориентированных на сохранение уникальной этнической культуры и исторических традиций местных сообществ.    


"PORTAL21":  Новомодное явление, когда завершая некую передачу у гостя спрашивают: а что вы
будете делать попади в такую, или иную ситуацию?) Вот и нам интересно, будь у Вас возможность обратиться ко всем кавказцам, что бы Вы им сказали?

- Жизнь скоротечна как горная кавказская река, поэтому нужно прилагать все усилия, чтобы изменить жизнь вокруг себя к лучшему и оставить о себе добрую память. 

Кавказские народы всегда отличались трудолюбием, доброжелательностью,гостеприимством, мужеством, отвагой и готовностью защищать Отчизну ценой своей жизни. Современные представители Кавказа должны быть достойны чести своих предков.  


"PORTAL21":  Уважаемая Джульета Солтановна, благодарим Вас за то, что нашли время и возможность ответить на наши вопросы. А читателям хотим напомнить, что мы сегодня беседовали с историком-правоведом, политологом Джульетой Джантеевой - нашим коллегой и партнером в рамках начинания "Кавказ. Мы открыты для Детства". 

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru