Павилс Левушкан: "Особых прав не должно быть ни у кого"

                                       
                            Мы всегда на шаг впереди! 
                  Откройте "PORTAL21" и войдите в новый МИР -
                          #мир_открытый_для_детства
                             #world_open_for_childhood


Павилс Левушкан: "Особых прав не должно быть ни у кого"
13.06.2017

Павилс Левушкан: "Особых прав не должно быть ни у кого"






#мир_открытый_для_детства





Прологом к сегодняшней беседе стало интересное событие из новостной ленты:
1 июня в День защиты детей в Украинском Доме в Киеве прошёл Национальный молитвенный завтрак. Лидеры конфессий страны, политики, общественные деятели, гости из разных стран собрались, чтобы вместе благодарить Бога и молиться о его благословении.

О необходимости такого рода межконфессионального диалога, организации новых "диалоговых" площадках мы сегодня побеседуем с нашим гостем - главным редактором Baznica.Info,  организатором межрелигиозного диалога в Латвии, экуменистом , правозащитником, лютеранским пастором Pāvils Levuškāns.


              __________


1. Вы были гостем киеского "Молитвенного завтрака". Поделитесь, пожалуйста, с нами своими впечатлениями.

- Традиция молитвенных завтраком зародилась в США. Они проходят во многих странах мира, включая Россию, страны Балтии, в этом году молитвенный завтрак пройдёт даже в парламенте Израиля. Подобное мероприятие проходит уже в шестой раз в Украине. В последние годы молитвенный завтрак организуют на самых престижных площадках, с участием представителей политического истеблишмента. Уровень представительства со стороны властей в Украине наверное самый высокий на постсоветском пространстве. Первые лица государства, представители основных политических фракций не просто присутствуют, но лично выступают и молятся вместе с лидерами католической церкви, а также основных православных и протестантских церквей страны.


2. Сейчас уже меньше стали говорить о необходимости диалога между религиями, конфессиями, между светским обществом и религозными общинами. Сейчас эти диалоги активно формируются. Масса информации в сети на эту тему. Но не кажется ли вам, что зачастую это "диалог ради диалога"? За яркими названиями мероприятий, громкими заявлениями обычно наступает штиль. И все уже потихоньку привыкают к этому.

- Разумеется, лучший формат для диалога - это обсуждение актуальных проблем в рамках экспертного сообщества, встречи представителей религий и общественных деятелей за круглыми столами. Публичные акции скорее являются следствием активности "за кулисами", внешним проявлением уже совершившегося процесса. Они нужны и важны как внешнее свидетельство перед обществом, но разумеется, никаких серьезных вопросов на подобных мероприятиях не обсуждают и не решают.


3. Диалог подразумевает равенство сторон. Как добиться такого равенства когда одна из сторон заранее заявляет свою "правость"? Возьмем к примеру межрелигиозный диалог. По моему - обывателя мнению диалог, когда стороны в принципе (основываясь на фундаментальные каноны) не приемлют друг друга, не возможен по определению. Да, временное согласие возможно, но долгосрочный мир - нет.

- Межрелигиозный диалог возможен только при условии высокого уровня богословского сознания его участников. Мы можем учиться друг у друга некоторым важным аспектам человеческого опыта, оставаясь безусловно верными своим исповеданиям и вероубеждениям. Межрелигиозный диалог полностью противоположен и прозелитизму и синкретизму. И то и другое являются его искажениями. Для разных уровней богословского развития приемлемы разные форматы такого диалога: миротворческая работа (как нам жить в многообразном мире, не убивая друг друга), совместные гуманитарные акции во время катастроф и для решения глобальных общечеловеческих проблем, диалог теологический и наконец обмен опытом, в рамках которого мы можем делиться опытом богообщения. Каждый из форматов важен и нужен, но разумеется не всегда приемлем для отдельных групп верующих. Но ведь и христианство и другие мировые религии очень многообразны, и это прекрасно. Только нужно помнить, что изучая опыт других религий, мы должны оставаться безусловно верными Иисусу Христу и Евангелию.


4. В странах, где одна из религий является государственной, неминуемо идет давление на другие религии. Это может быть явное принижение статуса, или опосредованная, через систему общественных требований, система давления. Нельзя утверждать, что одни "прессуют" более мягко, а другие - более жестко. Мы говорим о принципе неизбежности такого давления. Получается, что особых прав не должно быть ни у кого?

- Да. Особых прав не должно быть ни у кого. Я являюсь последовательным сторонником концепции светского государства, в которой власть равноудалена от всех конфессий, отношения между государством и церквями регулируются на равноправной основе законодательством. Только такая форма сосуществования даёт нам возможность избежать религиозной дискриминации или даже религиозных конфликтов.


5. Продолжу мысль предыдущего вопроса. Чтобы добиться равноправия в обществе значит следует выработать внутренние правила, а может -ограничения, позволяющие согласовывать все социальное, в том числе и религиозное многообразие? Конституции как свода таких правил хватает на сегодняшний день? Или это должно быть нечто большее, иное?

- Необходим кардинальный пересмотр законодательства о свободе совести и вероисповедания. Единицей регулирования должна стать поместная община, которые уже свободно и добровольно объединяются в те или иные союзы, ассоциации, церковные структуры. Но именно община является базовой юридической единицей, субъектом права и собственником всего, что создано на пожертвования верующих. Принцип субсидиарности необходимо распространить и на религиозную сферу. Все вопросы жизни церкви должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне общины, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть "субсидиарную" (вспомогательную), а не "субординативную" (подчинительную) роль, решая только те задачи, которые не могут быть эффективно выполнены на местном/локальном уровне. Все ограничения связанные с возрастом религиозного объединения, его членством в централизованных организациях, ограничения миссионерской деятельности и весь пакет Яровой, варварский закон "О защите религиозных чувств верующих" - безусловно и как можно скорее должны быть отменены. Это то, что существенно искажает, и даже извращает развитие религиозной жизни в стране и не позволяет говорить о подлинной свободе вероисповедания в России в настоящее время.


6. Мир вокруг нас, по утверждению многих, уже изменился. Мы, осознавая это, сами еще не готовы принять необходимость институциональных перемен. Насколько эти изменения коснуться религиозной среды? И готовы ли сами религии (религиозные сообщества) к переменам?

- Мы находимся в начале больших, я бы даже сказал тектонических, изменений в мире. Глобализация, кибернетизация, роботизация, появление безусловного базового дохода, изменение структуры занятости и форм самореализации, формирование горизонтальных сетевых сообществ - приведет и к изменениям церковных структур. Они уже меняются, появление эмерджентных церквей (emerging church), новых форматов богослужения - распространенное явление на Западе. Неизбежно это ждет и христианский мир в России. Таковой процесс может быть болезненным, но он неизбежен.


7. Мы на протяжении нескольких лет продвигаем идею диалога всего социального многообразия вокруг судьбы Детства, судьбы каждого отдельного Ребенка. Наши наработки позволяют утверждать, что эта тема равно близка представителям всех конструктивных религиозных общин. Как вы оценивате перспективу этой темы? И насколько вы готовы принять участие в ее развитии?

- Дети - будущее церкви, и будущее мира. Очень важно помочь им раскрыть все таланты, которые вложены в них Творцом, реализовать свое призвание в этом мире, чтобы они могли внести свой вклад в написание прекрасной картины Человечества, автором которой является наш Бог.


8. О. Павлис, благодарим вас за ваши ответы!


_________________________________


«PORTAL21»

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru