Амаяк Ованнисян: "Я настроен, мягко говоря, менее оптимистично, чем Вы"

                                       
                            Мы всегда на шаг впереди
                           We are always one step ahead
                          #мир_открытый_для_детства
                             #world_open_for_childhood


Амаяк Ованнисян: "Я настроен, мягко говоря, менее оптимистично, чем Вы"
14.07.2017

Амаяк Ованнисян: "Я настроен, мягко говоря, менее оптимистично, чем Вы"

Глобализация и сохранение своей самобытности две противоположности современного мира.
Об этом мы сегодня побеседуем с президентом Ассоциации политологов Республики Армения, депутатом трёх созывов Национального Собрания Армении Амаяком Ованнисяном.


              _______


- Исторически так сложилось, что армянский народ расселен и живет на территории нескольких государств. Несмотря на доминантную культуру в стране проживания он сумел максимально сохранить свою самобытность во всем: мировоззрение, культура, язык.
Каков внутренний механизм само-сохранения у армянского народа?

- Эта явно не тема интервью, и в этом смысле Ваш вопрос меня удивляет, хотя, конечно, с лёгкой руки нынешних <<токшоуменов>> стало модным скороговоркой говорить об очень серьёзных вещах, требующих углублённого научного анализа. Я не сторонник поверхностного рассмотрения подобного рода вопросов, но поскольку давно обещал ответить на интересующие Вас вопросы, попробую - насколько позволит это сделать жанр интервью.
Каждый народ имеет свою <<коллективную душу>>, в которой запечатлена вся его история: его прошлое, настоящее и контуры его будущего. На уровне индивидуального сознания каждый отдельный представитель народа в течение своей жизни с той или иной степенью интесивности, которая зависит от личного интеллекта и жизненных обстоятельств, выражает содержание <<коллективной души>> своего народа. Удивительный факт, когда сегодня в той же Турции обнаруживаются армяне с турецкими именами, не говорящие на армянском, обрезанные и выросшие в мусульманской среде, но демонстрирующие внезапное пробуждение в недрах своей индивидуальной души этого <<коллективного духа>> своего  народа. У каждого такого вернувшегося в родное лоно <<блудного сына>> имеется своя конкретная история: для одного поводом может быть внезапное обнаружение скрытых временем обстоятельств своей семейной истории, для других пробуждение национальной гордости по поводу прочитанной книги или ознакомления с результатами исторических исследований. Я знаю пример, когда лишь через дедушку со стороны матери причастный к армянскому этносу и проживающий в Германии гражданин этой страны почувствовал себя полноценным армянином и взялся за изучение армянского языка после того, как однажды прочитал в романе Томаса Манна <<Иосиф и его братья>> о том, что библейский рай располагался на армянском нагорье – в стране Армения, что именно здесь сформировалась великая общехристианская цивилизация. После этого он, как он сам мне говорил, взял отпуск  и <<кинулся>> на землю обетованную, чтоб припасть к родным пенатам, изучить язык, на котором говорили апостолы, наконец, найти здесь жену и обрести семью. Для него, вполне успешного менеджера собственной фирмы, как он мне говорил, такой проблемы как <<противоречие между глобализацией и национальной самобытностью>> не было и не могло быть, потому что именно на земле его предков сформировалось первое христианское государство, Армения, провозгласившее новый <<символ веры>> - обращённые ко всем народам заповеди Нового Завета, очертившие идеологические контуры глобальной экуменической цивилизации будущего. И надо хорошо себе представлять, что в сознании армянина, где бы он не жил, нет такой проблемы, как совмещение глобализации и национальной самобытности, именно потому, что в <<коллективной душе>> армянского народа сложилось устойчивое представление об органической сопряжённости и взимообусловленности собственной национальной судьбы и судеб глобальной христианской цивилизации.


- Политическая жизнь в Армении чрезвычайно активна. Есть ли этому историческое обоснование? Если нет, то в чем кроется причина такой социальной активности народа?

- К сожалению, Армения сегодня столкнулась с вызовами, вполне сопоставимыми по своей трагической сути с обстоятельствами начала двадцатого столетия, которые привели к геноциду армянского народа на своей исторической родине - территории Западной Армении. Сегодня Армения подвергается депопуляции на фоне возобладавшей азиатчины во всех сферах общественных отношений: расцветают коррупция, чиновничий беспредел, семейственность и клановость, установлен режим фактического султаната, когда один человек, Серж Саргсян, решает, кому сидеть в парламенте, а кому – в тюрьме. Против политических деятелей и активистов фабрикуются уголовные дела, делаются попытки отжима собственности у граждан и неугодных общественных организаций, в стране нарастают русофобские настроения в связи с мнимой или действительной поддержкой Сержа Саргсяна со стороны Москвы. Эти настроения - по принципу сообщающихся сосудов – охватили уже крупнейшие армянские общины, особенно в США и Франции, где существенно изменилось традиционно благожелательное отношение армян к России. Эти умонастроения не могут не иметь своих политических последствий: в частности, на президентских выборах во Франции армяне консолидированно голосовали за Макрона, не в последнюю очередь имея в виду его критические высказывания по адресу Кремля…  
 Конечно, нельзя не учитывать то, что эти русофобские настроения также подогреваются разными <<грантофицированными>> организациями. Но главное здесь не это, а объективная подоплёка ведущих отсюда в Москву коррупционных уз. Например, в прессе прошла информация о том, что фактически обвинённый в коррупции и провале проекта строительства транспортных коммуникаций с Ираном и снятый премьер-министром Кареном Карапетяном с должности министра траспорта и связи Гагик Бегларян поехал в Москву, там получил поддержку и скоро вновь займёт пост министра транспорта – уже в новом составе правительства. Можно себе представить, какой шум поднимет пресса, если эти сведения подтвердятся… В любом случае надо в полной мере учесть трагический опыт провала с Януковичем и не наступать в Армении на те же грабли: там тоже <<Партия регионов>> имела большинство в парламенте, а надо было не смотреть в рот ненавистному парламентскому большинству, а прислушиваться к мнению таких авторитетных общественных деятелей, как тогда ещё живой Олесь Бузина. Сегодня многие аналитики считают, что с помощью нынешней криминально-олигархической власти определённые круги на Западе провоцируют Армению на повторение в том или ином виде опыта если не Украины, то, по крайней мере, в более <<мягком>> варианте – опыта соседней Грузии.


- Мир, который формируется вокруг нас, стирает понятия "границы", сподвигает народы и нации на формирование новых приоритетов совместного бытования. Каким, по вашему мнению,  основным принципом будет руководствоваться это новое со-общество?

- Я настроен, мягко говоря, менее оптимистично, чем Вы. Мы сегодня должны предотвратить нависшую над миром угрозу новых войн, которые, если их не удастся предотвратить, могут привести к новой мировой войне. Я не сторонник того маниловски-козыревского прекраснодушия, которое доминировало в подходах к внешнеполитическим вопросам в 90-ые годы. Помню, я предупреждал тогда депутатов Верховного Совета Армении и моих друзей Тельмана Гдляна и Николая Иванова об опасности предаваться <<обаянию>> горбачёвского <<нового мышления>>. Мне кажется, что сегодня несостоятельность подобного прекраснодушия и завышенных ожиданий наступления всеобщей гармонии даже не требует доказательств. Нам бы прежде с внутренней социальной поляризацией, с нашими ограбившими народ <<рублёвщиками>> разобраться, а потом уже думать о <<всемирной гармонии>>…


- Каждый народ - кладезь особой, уникальной культуры Семьи. Возможно ли ее встроить в современный "мир без границ"? Какие инструментарии необходимо для этого использовать?

- Прежде всего необходимо утвердить принципы ненасильственного мира, что весьма актуально на фоне того, что происходит в разных частях света сегодня. В том числе происходит в нашем южнокавказском регионе, где карабахский конфликт всё больше напоминает готовый низвергнутся новой лавой вулкан. Я уж не говорю об истекающих кровью Донбассе и Сирии.
  Вы говорите о <<мире без границ>>, фактически вынося за скобки проблему распространения терроризма, а я больше склонен аппелировать к <<реал политик>> и ссылаться на то, что многие политики сегодня, начиная от президента Венгрии и кончая Дональдом Трампом, склонны связывать безопасность своих стран с возведением на своих границах неких новых аналогов Берлинской стены. О таких же планах громогласно говорила в ходе своей избирательной кампании Мари ЛеПен, а также говорят многие оппозиционные политики в Германии.
 Осознание ценности семьи должно побудить к преодолению разрушительного наследия модернизма и постмодернизма – возвращению к апробированным в течении тысячелетий ценностям традиционной моногамной семьи. И каждый народ должен идти к этой цели с учётом собственного уникального исторического опыта. Когда мать моего деда в западноармянском городе Ван, в прошлом столице армянского государства Урарту – Тушпе, предпочла умереть под стенами церкви, чем сдать детей в американский приют, а самой со старшей дочерью и её американским мужем уехать на постоянное жительство в Соединённые Штаты, и уже потом забрать из приюта детей, её поведение было нерациональным: оно основывалось на материнском инстинкте – ни на один день не отдам детей куда-то, кому бы то ни было. В результате она погибла в дороге, а дети всё-равно попали в американский приют. Но кто осмелится сегодня обвинить мою про-бабку за неспособность с рациональных позиций подавить в себе этот инстинкт и послушаться своего американского зятя? Разве только те современные дамочки, которые из-за страха перед материальными трудностями и со ссылкой на бытовую неустроенность добровольно отдают своих детей на усыновление и отправляют в Америку. Слава Богу, в Армении и сегодня таких примеров почти нет, но в России, я знаю, их немало… И виной этому отход от традиционных ценностей семьи в сторону культа потребления и гедонизма. А рецепт простой: следует меньше смотреть телевизор, всякие дурацкие фильмы и больше читать Библию – Ветхий и Новый Завет.


- Завершая нашу первую встречу, хотим пригласить Вас, Амаяк Константинович, к участию в нашем проекте "Мир, открытый для Детства".

- Да, действительно, все мы родом из детства, и мне очень бы хотелось, чтобы нынешние дети, когда они выростут,  так же упоительно вспоминали своё детство, как наше поколение. Наше детство было защищено мощью великого государства, и оно было в этом смысле безоблачным и счастливым. Я бы не хотел, чтобы наши дети завтра, когда они выростут, бросили в нас камень и обвинили за то, что мы, не сохранив великое государство, лишили их детства – самой светлой и упоительной поры в жизни человека. И что греха таить, боюсь, что в этом вопросе нам весьма нелегко будет искупить свою вину. Поэтому любую инициативу во имя и в пользу детства и детей я готов поддержать, и спасибо за приглашение поучаствовать в Вашем проекте.


________________________________

Специально для "PORTAL21"



← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru