Благоговение к ребенку - удел единиц


О рубрике "У НАС В ГОСТЯХ"

Благоговение к ребенку - удел единиц

Благоговение к ребенку - удел единиц

Уважаемые читатели сайта предлагаем вашему вниманию интервью с писателем и публицистом из города Рязань Любовью Ковалевской.


Корр.: Уважаемая Любовь, этот  год был насыщенным на события разной направленности.  Какое событие вы лично оценили бы как самое яркое и показательное?

Л. К.: Ярким и показательным антисобытием для России стала циничная рокировка правящего тандема, или нелегитимная замшелая передача власти из рук в руки. Это крайне оскорбительное действо задело россиян за живое, породив внутреннее сопротивление, которое за несколько месяцев не только перемололо страх перед властью, но и усилило ощущение глубокого унижения. В людских душах произошел мучительный переворот, который вытолкал на поверхность такие подзабытые понятия, как достоинство, гражданственность, честь. И для каждого такая нравственная встряска стала духовным событием.

Корр.:  Явно подложные выборы в ГД РФ всколыхнули страну. Большинство  граждан, в большей степени аполитичных,  задело оскорбление чувства человеческого достоинства и многие из них вышли на протестные митинги по стране. Вам это ощущение близко и понятно. Каков ваш прогноз последующих событий? Возможно ли, что в России впервые за всю ее историю сложиться активное гражданское общество?

Л. К.: Оскорбленное человеческое достоинство сначала откликнулось на призыв голосовать против партии жуликов и воров, а затем и на поддержку протестных митингов по всей стране. Поддержка, и я это хочу подчеркнуть, была и есть гораздо многочисленнее, чем сами митинги протеста. Те, кто не вышел на улицы, до сих пор перестраховываются: у людей нет культуры политической жизни и политической солидарной борьбы за свои права, но есть память о мощном репрессивном аппарате государства... И все же 10 декабря действительно можно считать днем рождения гражданского общества. Да, и до митингов в стране действовали десятки различных общественных организаций, но они варились в собственном соку, редко пересекались и не очень-то и поддерживали друг друга.10 декабря различные силы общества проявили солидарность, а это и есть основа гражданского общества. Не единство (оно недостижимо), а солидарность. Что такое общественные отношения? Это внутренние системообразующие способы соединения людей, групп и сообществ, или принципы. Впервые за 20 лет политически разные сообщества объединились на таких принципах, как честность выборов, реформа политической и судебной систем, равенство всех перед законом, соблюдение прав человека и Конституции. Люди самоорганизовывались и самоуправлялись, а это и есть суть гражданского общества.
Что дальше? Нарастание протестов, потому что власть в очередной раз оскорбила людей, пришедших на митинги. Узурпаторы власти не понимают и не принимают причины протестов ранее безмолвствующих граждан.

Корр.: У нас на протяжении многих веков прививалась культура рабства. Чинопочитание и возведение кумиров – стало обязательной частью культуры. Их навязывает власть, их навязывает религия, о них как о традиции вещает большинство родителей своим детям. Понятно, что одним махом этот вопрос не выправить. Но все же, что должно стать первым фундаментальным шагом в направлении свободы?

Л. К.:  Большая часть россиян до сих под ощущают себя подданными власти. Но с появлением гражданского общества появляется контроль за действиями любой власти, ее острая критика. Даже для обывателя исчезает сакральность первого лица государства.
Однако до нормы еще далеко...Россия нуждается в кардинальных изменениях политической и правовой систем, а значит, и Конституции, в которой должен быть раз и навсегда записан отказ от тоталитаризма и авторитаризма, чтобы попытка возврата к прошлому расценивалась как нарушение Конституции. Россия нуждается в кардинальном снижении градуса государственного и общественного насилия сверху донизу, в равенстве всех перед законом, чтобы, наконец, появилось спасительное первое поколение, выросшее в условиях свободы, толерантности и ценности человеческой жизни, ценности личности и ее прав. А это значит, что нужны глубокие изменения в школе для формирования нормальных межличностных и общественных отношений, а не только качественного обучения. Школа должна быть призвана исправлять огрехи семейного воспитания, учитывая масштабы семейного неблагополучия. Нужны новые учителя, которые способны научиться уважать личность ребенка, его права, то есть общаться со школьником как с равным, но еще мало знающим человеком. Сегодняшняя школа - это преимущественно принудительное и даже карающее учреждение, лишающее ребенка его достоинства в процессе хронического унижения.

Корр.: Любая общность людей нуждается в объединительной идее. В ней заключен смысл существования этой общности. Современный  мир находиться в стадии поиска новых гуманитарных основ. Как вы предполагаете, на какой основе произойдет сближение позиций всех сторон и что явится тем самым связующим звеном?

Л. К.: Когда-то идея Бога была призвана гуманизировать и объединить человечество. И первые яростные борцы за идею пролили столько крови несогласных, так же созданных по образу и подобию божьему, что их обвинили в отрицании Бога. Так и коммунистическая идея насаждалась ценою огромных человеческих жертв - обесцениванием человеческой жизни, поэтому им пришлось объявить, что Бога нет.
Но, слава Богу, что похоть власти, или объединение вокруг бездушной идеи, всегда насильственное, было заменено цивилизованной формой: объединением на принципах  общечеловеческих ценностей.
На мой взгляд, сегодня мир ищет не идеи, а равновесие в обществе, нарушенное несправедливым распределением национального достояния между сверхбогатым меньшинством (деньги зарабатываются деньгами) и средним, или беднеющим большинством (деньги зарабатываются упорным трудом). При таком положении каждое новое поколение большинства становится беднее и беднее (а государство уже не способно всех защитить), в то время как дети богатых озабочены только демонстративными способами растраты состояний.
Иными словами, отношения между государством и людьми утратили справедливость, что ведет к несправедливым отношениям и между людьми, а затем и к протестам против "жирных котов". Справедливость - это мера и баланс. Вот их и должны найти и воссоздать элиты европейских государств и США. Пока больше насилия, чем поиска. Потому что нет желания ничего менять.

Корр.: Девизом для нашего проекта мы выбрали тезис «Ребёнок – достояние Мира» (А. Баянов) и считаем, что в современном мире именно отношение к ребенку должно стать превалирующим. Как вы расшифровали бы значение нашего девиза?

Л. К.: Выражение "Ребенок - достояние Мира" принадлежит и тому, кто написал Библию. Человек приходит в мир, не в семью, не в страну, а в мир. И значит, должен жить миром и в мире. Мир сотворен Богом для человека, который создан по образу и подобию божьему: свободной, самоценной и ответственной личностью.
Благоговение к ребенку - удел единиц. Это как Божья благодать: ее ждут все, а нисходит на избранных. Пока в нашем эгоистичном мещанском мире тенденция прямо противоположная: дети - самая бесправная и беззащитная, потому что безмолвная, категория. И детство с каждым поколением все жестче, прагматичней и безрадостней.

Корр.: Уважаемая Любовь, благодарим вас за то, что нашли время и возможность ответить на наши вопросы.

Материал к публикации подготовила специальный корреспондент сайта Альбина Бабаева.

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru