"Золотой век староверов длился 12 лет..."

 
О рубрике "РЕЛИГИЯ"

"Золотой век староверов длился 12 лет..."
15.04.2017

"Золотой век староверов длился 12 лет..."



Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий рассказал «Областной газете» об оскорблении чувств верующих, уроках революции, объединении с РПЦ и своём членстве в КПСС.





В середине марта предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий встретился с Президентом РФ Владимиром Путиным. А буквально на днях состоялась его встреча с главой республики Крым и представителями крымского старообрядчества. Оба события митрополит называет историческими. На протяжении веков вход в «государевы кабинеты» для ревнителей старой веры был закрыт. Сегодня, по словам митрополита, происходит духовное возрождение русского старообрядчества и во многом благодаря уральским православным.


— Накануне мы первый раз встретились с главой республики Крым Сергеем Аксёновым, это была очень хорошая, добрая встреча. Для нас, старообрядцев, очень радостное событие и присоединение Крыма, и освящение наших церквей. В минувшее воскресенье мы освятили храм Введения Пресвятой Богородицы в Симферополе. Ему уже 130 лет, в советское время его отобрали и почти разрушили, а сейчас нам удалось его вернуть и восстановить. Удалось обновить храм в Керчи. Кроме того, мы освятили фундамент нового храма в Гурзуфе недалеко от Артека. Это, конечно, знаковые для нас события.

Мы очень надеемся наладить культурные, исторические, духовные связи с крымскими старообрядцами. Это будет символично перед 400-летием празднования почитаемого нами подвижника протопопа Аввакума, эту дату мы будем отмечать в 2020 году.


— Владыко Корнилий, вам наверняка говорили, что вы внешне похожи на Аввакума (это первое впечатление, которое относит к литературному образу ещё из школьной программы). Чувствуете ли вы духовную связь с ним? Он был человеком непростым, по современным меркам — бунтарём, фанатиком и оппозиционером…

— Духовную связь с этим выдающимся человеком чувствую не только я, но и, думаю, каждый представитель старой веры. Это святой подвижник, который не просто писал книги и послания, а своей жизнью и смертью доказал истинность своего учения. Недавно, кстати, показывали очень хороший фильм Николая Досталя «Раскол», в нём есть убедительные сцены о том, как протопоп за свои убеждения 15 лет томился в земляной яме в вечной мерзлоте… Для меня эта личность — пример стойкости, мужества, истинно православного человека. В какой-то мере сверяешь с ним свою жизнь и получаешь заряд стойкости и силы. Да, он был борцом, фанатиком, то есть человеком, который был готов смело отстаивать свои взгляды (что, к слову, роднит многих представителей старой веры). Он был оппозиционером к никоновским нововведениям и реформам, но это положительная оппозиция, которая в итоге на века сохранила чистоту православной веры, принесённой на Русь князем Владимиром.

К слову, замечу, что вы всё-таки неверно произносите имя Аввакум. Мы произносим с ударением на вторую «а». Именно так он подписывал свои послания, тогда на письме ставили ударения.


— История не любит условного наклонения, но всё же: как вы полагаете, можно ли было избежать раскола?

— К сожалению, сделать второй дубль, как в кино, и прокрутить историю назад не получится, остаётся только анализировать те давние события. Были исторические предпосылки, в результате которых XVII век, по сути, положил начало гибели нашего государства. Царская верхушка и духовенство ориентировались на запад, этому способствовали и последующие реформы Петра I. А народ в основной своей массе хотел остаться при прежней вере и обычаях. В расколе кто-то был сильнее духом, а кто-то оказался слабее. Ущемления в правах, преследования и казни стали испытанием для внутреннего духовного состояния русского человека.

По сути, гонения на старообрядцев не прекращались на протяжении всего правления Романовых, и только в 1905 году старообрядцы получили свободу и шанс быть услышанными. Мы до сих пор с благодарностью вспоминаем Николая II, который даровал свободу представителям старой веры (имеется в виду указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», изданный в апреле 1905 года. — Прим. ред.). И наступил золотой век старообрядчества. Который, увы, длился всего 12 лет…


— Некоторые историки полагают, что сто лет назад старообрядчество поддержало белогвардейцев, другие пишут, что староверы чуть ли не подготовили почву для революции, потому что не любили романовскую династию…

— Старообрядцы, которых в начале XX века, по разным данным, было от 10 до 20 миллионов, после революции пострадали, пожалуй, больше всех. Они были почти уничтожены — и казаки, и зажиточные крестьяне, среди которых было много представителей старой веры, и, разумеется, предприниматели — Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы… У них, по сути, всё отняли, кого-то выгнали, кто-то сам был вынужден бежать заграницу. Я не согласен, что староверы готовили почву для революции. Да, было небольшое сообщество предпринимателей, которые хотели ввести ограниченную монархию — но мирно, через выборы, они не хотели кровавой революции, как это случилось в октябре.

У Солженицына есть основополагающая фраза: «XVII век породил 1917 год». Безбожная советская власть пришла в результате духовного ослабления русского народа, которое началось задолго до революции. На мой взгляд, была разрушена корневая религиозная основа России. И если бы старообрядцы после раскола не были гонимы и оставались в своей силе, то, возможно, они и не допустили бы страшных необдуманных перемен, не были бы растоптаны вера и традиции русского народа. Конечно, советская власть не была принята большинством староверов.


— Но вы в своё время вступили в КПСС…

— Да, не буду этого отрицать. Скажу, что для меня этот шаг был формальным. Возможно, как и для многих в то время, когда членство в партии было необходимо для осуществления учёбы и работы. Это было в 70–80-е годы, когда всё более ослабевал пресс атеистического государства, но ни во время приёма в КПСС, ни после этого меня никто не спрашивал о моих религиозных взглядах. В 90-е годы, как только появилась возможность, я вышел из партии. Конечно, советская идеология и вера несовместимы. Но я могу с уверенностью сказать, что от Бога я никогда не отрекался, не предавал веры. Думаю, сегодня я чист и перед Богом, и перед своей совестью.


— Как вы считаете, возможно ли сегодня объединение РПЦ и РПСЦ? Какие сегодня отношения между этими двумя ветвями некогда единого целого?

— У меня нет простого ответа на этот вопрос. Столько лет прошло со времен реформ Никона, слишком много изменилось в РПЦ. Да, это было бы в каком-то смысле шагом к единению, но чтобы так — одним указом или чьим-то волевым решением — вдруг вернуться на исходную точку? Так делать нельзя. С РПЦ у нас сегодня мирные, добрососедские отношения, мы вместе решаем социальные вопросы, у нас с ними, как и с представителями многих других конфессий, общие цели (например, борьба с социальными пороками). Но волевое объединение стало бы предпосылкой к новому расколу.


— Вы много ездите по стране и наверняка можете назвать главную черту, которая объединяет современных старообрядцев.

— О старообрядцах говорят, что они строгие. И в церкви, и в быту, и в семье. Но мы строгости специально не придумываем, а просто живём так, как жили наши предки, дедушки и бабушки. Кому-то заветы старины сегодня могут показаться слишком строгими в сравнении с современными нравами. Староверы — разные. Таких, как Агафья Лыкова, которая живет далеко от всего мирского, сегодня остались единицы. Для кого-то такой аскетизм — образец для подражания, кого-то пугает этот образ жизни, но в старину верующие уходили на окраины или даже за пределы родины вовсе не по своей воле. Сегодня мы открыты для мира, и мир открыт для нас, для проповеди правды старой веры.
Сохранить старые обычаи проще в маленьких городах и сёлах — таких много на Урале. Я часто бываю в ваших уральских краях и всегда испытываю здесь чувства радости и духовного подъёма, потому что появляются новые люди, новые храмы. Совсем недавно мы освятили храм в Невьянске. Уральские старообрядцы и особенно молодые люди, которых становится всё больше, хранят обычаи святой Руси. Для меня Урал сегодня образец духовного возрождения русского старообрядчества.


— Вопрос не праздный: как вы полагаете, нужно ли наказывать за оскорбление чувств верующих?

— В оценках надо быть осторожными. Что именно понимается под оскорблением? Всегда нужно постараться разобраться в каждом конкретном случае. Оскорблять кого-то намеренно — это, конечно, плохо, но по-христиански мы всегда должны помнить — православие основано на терпении и прощении. Вы знаете слова Исуса Христа при жизни: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Оскорбили ли старообрядцев в XVII веке во время раскола? Конечно. И потом ещё много и много раз… Но первая наша молитва христианина — за ненавидящих и обидящих нас…


— Встречу с президентом вы назвали исторической. О чём был ваш разговор?

— Да, такое событие на государственном уровне не могло произойти ни в царское время, ни в советское. Мне кажется, государство сейчас понимает, что нужно возвращаться к своим духовным корням. Выстраивается некий вектор духовного возрождения от князя Владимира до наших дней. Сейчас мы думаем о нашем будущем в России. Возможно, происходит историческое покаяние за годы несправедливости по отношению к гонимым старообрядцам. Мы поговорили об этом с Владимиром Путиным. Обсудили ещё одну важную тему — возможность переселения староверов и их потомков из стран мирового рассеяния на родину. Есть желающие вернуться на Родину из Румынии, Молдавии, стран Прибалтики, с Украины и даже из Латинской Америки, но пока нет положительного ответа. Я передал президенту наши пожелания и предложения, и он согласился с тем, что очень важно создать условия для того, чтобы к нам возвращались люди верующие, крепких моральных устоев, люди, которые любят работать и, главное, любят Россию.


_____________________________________________


Автор: Алевтина Трынова


Досье «Областной газеты»:
Митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов) родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье. Окончив 8 классов, из-за семейных трудностей был вынужден начать работать.
Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе и работал здесь 35 лет. Параллельно учился сначала в вечерней школе, затем в техникуме и институте. В 1991-м был избран председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В 2005-м, после смерти митрополита Андриана, был рукоположен в митрополита Московского и всея Руси.

Опубликовано в №60 от 7.04.2017

← Назад к списку новостей

  
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru