Tjan Zaotschnaja: «Законодательное закрепление прав необходимо рассматривать не как привилегии, а как шаг в сторону справедливости»

9 августа — мир отметил «День коренных народов». Тема безвозвратной утери культур «малочисленных» народов в этот день стала самой обсуждаемой. Сегодня с нашей гостьей — Tjan Zaotschnaja — мы хотим вернуться к обсуждению этой темы.


— Сложившаяся система доминирования одних культур над другими порочна и несправедлива. Мы заранее уже можем прогнозировать незавидную судьбу коренных «малочисленных» народов. Большинство относится к этому как к естественной неизбежности. Мы понимаем, что «опускать руки» ни в коем случае нельзя. Но есть иной выход из ситуации, возможен ли другой, более радужный сценарий будущего?

Тьян: Сразу оговорюсь, что почти сорок лет живу в Мюнхене, это означает, интегрированная в городскую среду, другую культуру.
Да, доминирование культуры большинства, произошедшее как правило насильственным путем, закрепляется следующими поколениями. И эти следующие поколения думают, что так было всегда: доминирующее большинство способно на развитие, а меньшинство (в нашем случае малочисленные народы) – неспособно и пребывает в „отсталом“ состоянии. Прогнозы не выглядят „розовыми“, потому что не только большинство, но и многие из числа малочисленных часто не видят перспектив для развития культуры, языка. К счастью, в среде большинства и в среде меньшинства были и есть люди, проявляющие интерес, задающиеся вопросом, что и почему к этому привело, и что можно изменить в данной ситуации.
В качестве примера: в 18 веке на Камчатке работал Георг Вильгельм Стеллер. Он был не только наблюдателем и пытливым выспрашивающим, он, можно сказать, окунулся в жизнь ительменов. В его работах чувствуется симпатия к ним. И спустя 300 лет это помогает ительменам и не-ительменам вникнуть в культуру ительменов по-другому. И как результат – большой интерес к возрожденному ительменскому празднику Алхалалалай. Этого, конечно, очень и очень недостаточно для радужного сценария будущего, даже осмелюсь сказать, праздник может превратиться в фарс. Для радужного сценария необходимо право создание территории традиционного природопользования, право на традиционный образ жизни (в случае ительменов – рыболовство), поддержка изучения ительменского языка и культуры как в школах, так и в ВУЗах.

— Сохранить и интегрироваться — сегодня эти два процесса воспринимаются как взамоисключающие. В понимании большинства «сохранить» значит замкнуться на себе и остановиться в своем развитии.
Как вы полагаете, возможно ли совмещение этих процессов? И есть ли примеры тому?

Тьян: Да, это воспринимается так, но на самом деле они могут быть взаимопомогающими, взаимообогащающими. Когда человек (любое общество состоит из индивидуумов) раскрепощается от своей замкнутости, исчезают внутренние границы, страхи, предубеждения, комплекс неполноценности… Проявляя интерес к другому/другим, человек открывается и себе самому.
Как я упомянула выше, уже давно живу в Мюнхене, поэтому могу описать только мои наблюдения здесь. В этом городе живут представители самых разных народов и культур. Диаспоры, как и любая группа людей, не являются чем-то однородным. В каждой из них есть такие, которые замыкаются в себе, но также и такие, которые заинтересованы как в интегрировании, так и сохранении своих культур и языков.
В Мюнхене есть детские сады, школы, частные инициативы дневных, вечерних, воскресных занятий языком. Часто удивляюсь, как дети „прыгают“ из одного языка в другой. Несколько раз в год я посещаю мероприятия монгольской и уйгурской инициативных групп, на которых дети и взрослые делают инсценировки на двух языках, параллельно предлагают инофрмацию о культуре народа, национальную еду, напитки. В администрации города Мюнхена есть миграционный отдел (Migrationsreferat), устраиващий Фестиваль культур. Отделы по делам культур, социальным вопросам круглый год поддерживают различные проекты, способствующие как интеграции, так и сохранению.
Конечно, и большинству общества необходимо проявлять открытость, заинтересованность к другим культурам. И мне кажется, определенный успех в этом есть.

— Во многих странах и регионах законодательно закрепляют права «малочисленных» народов. Насколько такая практика эффективна и оправдана? Особенности в части влияния на молодое поколение.

Тьян: Законы писались и пишутся доминирущим большинством, и как правило без участия меньшинств. На основании этого малочисленные народы подвергались и подвергаются как группы дискриминации, находятся на „окраине“ общества.
Думаю, законодательное закрепление прав необходимо рассматривать не как привилегии, а как шаг в сторону справедливости. Насколько это эффективно, и особенно для молодого поколения зависит от того, участвуют ли и малочисленные народы в процессе обсуждения, принятия и осуществления этих прав на практике: необходимо полноправное партнерство (как говорят немцы: auf Augenhöhe – на уровне глаз).

— Современный информационный мир проявил некий общий алгоритм развития как мира вцелом, так и каждой культуры в отдельности. Все что не делается — делается во имя сохранения и более эффективного развития жизни. И каждая культурная самобытность — это особая форма ее проявления. Глобальна идея, а формы ее реализации могут и должны быть самые разные.
Может «малочисленным народам» в этой связи поменять свои приоритеты и активно включится (интегрироваться) в процессы обновления мира, привнося в нее свою культуру сбережения и развития жизни?

Тьян: По-моему, малочисленные народы уже давно недобровольно и / или добровольно поменяли свои приоритеты, но их, как правило, не воспринимают всерьез. Их опыты, передававшиеся / передаваемые, как правило, в устной форме – это, якобы, ненаучные аргументы. К счастью, за последние десятилетия в этом плане произошли изменения, и многие ученые работают вместе с ними, причем в самых разных областях. Также представители доминирующего большинства начинают понимать, что не только био-разнообразие, но также и много-образие культур необходимо для развития.

— В культуре каждого народа есть короткие притчи — назидания. Какую из фольклора вашего народа вы могли бы привести в качестве пожелания нашим читателям?

Тьян: Не помню, к сожалению. Поэтому хочу привести несколько строк из стихотворения Нелли Суздаловой „Ительменское племя“:
… Где же ты ительменское племя, / Потерявшее времени счет? / Где же ты, непокорство познавшее? / Где растаявший нартовый след? / Точно листья осенние, павшие, / Племя стынет от горестных бед.“
Эти строки прошу понимать, как повод задуматься, и ни в коем случае — „опустить руки“.

— Спасибо вам за то, что нашли время и возможность ответить на наши вопросы! Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Тьян: Взаимно. Вы побудили меня остановиться на мгновение, посмотреть на Полярную звезду (и это в буквальном смысле!).


«PORTAL21» специально для
«Мир, открытый для Детства»