Владимир Пуя: «Для малых народов их самобытность — бесценна, а для государства имеет цену и эта цена – убытки»

Мы с большим удовольствием представляем вам сегодняшнего гостя нашей редакции —  человека — легенду, фото-художника, автора док. фильма «Кочевники Чукотки. 21 век» — человека, посвятивший свое творчество популяризации культуры родного народа, нашего друга и союзника  —- Владимир Пуя

автор фото Владимир Пуя

Запрос «Владимир Пуя» в поисковиках  выводит на массу интереснейших ссылок о работу нашего визави. Там ответы почти на все вопросы, которые мы могли бы сегодня задать Владимиру).

О традициях и обрядах Чукотки

ИДУ ЗА ЧЕРТУ

Дети Наукана”

Владимир Пуя - YouTube

«PORTAL21»: Владимир, не будем повторять многие вопросы и с вашим интервью дадим ссылки на уже опубликованные материалы и статьи (в них хорошо раскрыта тема)
А сегодня, если позволите, хотелось бы услышать ваше мнение по вопросу сбережения родной культуры и языков малых народов.

Владимир Пуя: Не совсем понятный вопрос.
Сбережение родных языков и культуры малых народов является неотъемлемой частью сбережения культурного наследия и многообразия на мировом уровне. Другое дело, что возникает вопрос о том, кто этим должен заниматься в первую очередь. Конечно же в первую очередь за это отвечают сами эти малые народы, перед самими собой.
Однако, недостаток сил противостоять агрессивной ассимиляции другими мощными культурами приводит к плачевным последствиям. Только совместная работа представителей доминирующих культур и представителей малых народов дает обнадеживающие результаты. Но такое не везде есть и вообще вряд ли возможно.
Относительно чукотской культуры и языка пока есть негативные тенденции. Языковая база практически утеряна и сохраняется небольшими очагами среди кочевников Чукотки и в некоторых населенных пунктах среди немногочисленных носителей языка. Вопрос уже стоит о сохранении языка и культуры для потомков.
То есть я имею в виду разные градации этнокультурной жизни малых народов: сбережение (при достаточной языковой базе, среде), сохранение (эталонного звучания, написания, прочтения, воспроизведения) и развитие языков и культуры.
Как ни парадоксально, но развитие умирающего языка может продолжаться даже при его деградации среди коренного населения. К примеру сейчас практически создан (четырех язычный) словарь чукотских слов под редакцией Шарля Венстена на 50 000 слов. Это очень много. То есть до этого существовали неполноценные словари на 2-6 тысяч слов. Выпускаются современные разговорники на чукотском языке.
По существу вопроса, о сбережении языка и культуры. Сбережение невозможно без языковой базы и среды. Как минимум четыре пункта есть в этой проблеме: поддержка традиционных видов деятельности (оленеводство, охота, рыбалка, собирательство), преподавание языка в школах, развитие этнокультурных центров, создание фондов поддержки проектов по языкам (фестивали, конкурсы, фильмы, книги). А это кадры, финансы и время.
В современной России малые народы не привлечены к этим вопросам полноценно, особенно в финансово-экономическом аспекте. Я конечно не желаю снимать ответственность за сбережение родных языков с самих народов. Но не все от них зависит сейчас.

— Несмотря на самобытность каждой культуры, все т.н. «малочисленные» сильно привязаны к земле, к тем условиям, в которых и формировалась их особость. Меняются условия бытования, молодое поколение ищет возможности более комфортной жизни. Традиционный уклад уходит в прошлое. Такова неизбежность? Или этот процесс можно все таки регулировать и сделать управляемым?

— Самобытность малых народов ценится многими по разному. Вы сами это знаете. Мнение о самобытности малых народов большинства представителей больших народов пока оставим в стороне. Ибо оно не продуктивно. А вот мнение ученых, исследователей конечно важно, как и мнение самих малых народов.
Я не зря употребил термин ценность применительно к самобытности. Ибо спектр это очень широк и на полярных точках стоят важнейшие участники этого процесса. С одной стороны, уже упоминавшиеся ранее, сами малые народы, ученные, исследователи, мировые сообщества, для которых самобытность малых народов бесценно. С другой стороны национальные государства в состав которых входят земли населенные малыми народами, для которых их самобытность зачастую является обременительной, не приносящей ощутимой пользы для роста ВВП страны. И здесь играют роль не только финансы. Как вы упоминали, самобытность малых народов привязана к земле, на которых они живут. А как правило — это ценные для государства земли с точки зрения полезных ископаемых, воды, других ресурсов или стратегических позиций. Традиционное природопользование коренных народов, их хозяйственно-культурные комплексы мешают осваивать или контролировать эти земли. Ничего, кроме убытков и головной боли самобытная жизнь малых народов государству в целом не несет. Однако государству приходится идти на расходы из-за альтернативного мнения мирового или внутринационального общественного мнения.
Для ясности, особой ценностью чукотской идентичности, его интеллектуальной собственностью, наследием являются несколько направлений: оленеводческий кочевой комплекс со своей уникальной породой оленей, уникальный морзверобойный комплекс и, естественно, этно-культурный комплекс. Более того, чукотский народ обладает некой дуальностью традиционного природопользования. А именно владение совершенно разными, по существу, стихиями: на земле — оленеводство, на море – морзверобойный комплекс. При том, что эти разные сферы деятельности объединены единым языком и культурой, построенные на одинаковых принципах взаимоотношения с биосферой Земли. Большинство малых народов хозяйствуют в основном в одной из стихии: или на земле, или на море.
Так вот, для малых народов их самобытность — бесценна, а для государства имеет цену и эта цена – убытки. Отсюда и отношение разное. Самобытность можно сохранять долго поддерживая не только финансово, но и законодательно, на разных уровнях. Самое трудное, это убедить государство в полезности этого.

— Доминирующие ныне культуры отличались особой агрессией, идея захватничества превалировала в их мировоззрении. Но сегодня наступила своего рода «точка невозврата». Идеи гармоничного со-существования с окружающей нас природой, с соседями, внутри социума становятся основой нового мира. И многовековой опыт «малочисленных» народов в этом плане востребован как никогда.
Возможно ли, что эта востребованность станет шансом возрождения для многих из них?

— Я неоднократно упоминал среди примеров ценности самобытности, интеллектуального наследия малых народов их особенное экологическое мышление при осуществлении традиционного природопользования. Они создали свои хозяйственно-культурные комплексы на своих землях не нарушив экологического равновесия. Люди там гармонично влились в биосферу Земли.
Но для такого эффекта малым народам пришлось пойти на ряд непопулярных, с точки зрения западной цивилизации, жертв. А именно, трудности, неудобства и не комфортность кочевой жизни, опасность промыслов, разумность при добыче зверя и птицы. Другими словами, своим неконфликтным сосуществованием с природой малые народы дают всем остальным народам живой пример альтернативного экологического мышления. То есть, от природы можно брать все что нужно, в разумных пределах, но при этом не нарушать экологического равновесия. Однако для этого надо идти на жертвы и не обязательно в виде комфорта, удобств и так далее. Нельзя брать и не отдавать ничего, загрязнять и не очищать, портить и не восстанавливать.
Опять же, такой вариант экологического мышления малых народов еще надо сделать популярным, ценностным, чтобы это помогло им существовать с наименьшими потерями в этой сфере деятельности. Этот шанс вероятен.

— Проектное моделирование, совместное, в диалоге, формирование разных вариантов устройства общества, последующая интеграция лучших наработок в реальную жизнь — такая форма работы стала сейчас хорошей нормой. И мы хотим пригласить вас к сотрудничеству и участию в формировании «Мира, открытого для Детства» — будущего открытого для каждого ребенка, вне его различий.
Спасибо за то, что нашли время и возможность ответить на наши вопросы.

— Буду очень рад сотрудничать с Вами. Мне важно донести до молодежи сколь важны знания и умения представителей малых народов в деле сохранения биосферы Земли и как это сделать наиболее продуктивно для всех участников.
С уважением Владимир Пуя


«PORTAL21» специально для
«Мир, открытый для Детства»